Поскольку соответствующий федеральный закон, позволяющий действующим региональным начальникам под благовидным предлогом (спросить у президента, доверяет он им или нет) свалить с плеч непосильную ношу, вступил в силу, самое время пристальнее присмотреться к теме возможных грядущих отставок и назначений.
Правила игры
27 декабря прошлого года президент своим указом утвердил положение о порядке рассмотрения кандидатур на губернаторскую должность. Этот документ, с одной стороны, делает процедуру подбора кандидатов формально демократической, с другой стороны – реально конкурентной. Только вот участвовать в этой конкурентной борьбе смогут достаточно узкие круги. Зато, какие горизонты перед ними открываются! Но обо всем по порядку.
Подбором кандидатов на должность губернатора региона будет заниматься полпред президента в федеральном округе. В регионах у полпреда есть свои представители – главные федеральные инспекторы. Значит, и их задействуют в деле поиска новых кадров. При внесении предложений по кандидатурам должны будут учитываться «их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями» региона.
На кандидатов подготовят «информационные и иные справочные материалы, а также материалы, характеризующие указанные кандидатуры» и копии деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Так что работы хватит всем. Наконец-то пригодится все, что годами собиралось, систематизировалось и тщательно хранилось теми, кто, не жалея живота своего, беззаветно служит родному государству за скромную, в общем-то, зарплату.
В соответствие с указом, полпред предлагает руководителю администрации президента не менее двух кандидатур. Руководитель администрации вновь проводит консультации (теперь уже не говорится с кем) и вносит кандидатуры президенту.
Конечно, скептики скажут, что администрация президента назовет полпреду нужную фамилию, а тот лишь организует необходимое для создания видимости демократии действо. Наверное, в некоторых случаях так и будет, но не во всех. Потому что администрация президента тоже ведь не свят Бог, может и ошибиться и получить скандал еще во время предварительных консультаций. Поэтому будем надеяться, что полпреды и уполномоченные ими лица будут вести с политическими партиями и общественностью серьезные переговоры, в результате которых станут известны имена тех достойных, каждый из которых сможет повести регион вперед к удвоению ВВП. Это, так сказать, о демократии.
Теперь о конкуренции. Она в том, что кандидатов должно быть не менее двух. Это значит, что и тот, кого президент не назначит, ничего не проиграет. Он попадет в своего рода круг избранных, чей день обязательно настанет. По-другому и быть не может. С кадрами-то в стране напряженка. Да и полпред президенту ведь кого попало не порекомендует. А раз так, то количество желающих попасть в список даже невозможно себе представить.
О выгодах, которые смогут извлечь партии-участницы консультаций, они сами, наверное, еще и не успели подумать. А ведь, сколько мелких, но таких насущных вопросов можно будет решить. Потому что чего не сделаешь для какой-нибудь маленькой, но принципиальной фракции, чтобы назначение губернатора прошло конструктивно и не было омрачено никакими неожиданностями.
Шансы Евдокимова
В декабрьском рейтинге влияния губернаторов, составленном «Центром политических технологий» (ЦПТ), Михаил Евдокимов разделил 85 – 86-ю позицию (из 87) с главой Тульской области коммунистом Василием Стародубцевым. Эксперты ЦПТ, считают, что у губернаторов, набравших менее трех баллов (у Евдокимова – 1,64 балла), «наиболее низкие шансы на назначение» президентом.
Факторами, необходимыми для переназначения, эксперты посчитали следующие: 1. Высокая и притом доказанная в глазах Кремля социально-политическая стабильность. Губернатор воспринимается как влиятельная консолидирующая фигура, уход которой может привести к негативным последствиям. 2. Высокая личная популярность, доказанная на недавних выборах. 3. Прочные отношения губернатора с Кремлем.
На самом деле, исходя из этих критериев, шансы Евдокимова очень низки. Уровень жизни в Алтайском крае ниже, чем у соседей, растет недовольство монетизацией, не компенсировавшей натуральных льгот, и повышением тарифов на услуги ЖКХ. О консолидирующей роли губернатора не позволяют говорить его кадровая политика и действия администрации в отношении собственности. О популярности Евдокимова как о «высокой» говорить не приходится. На выборах он набрал чуть больше голосов, чем его оппонент Александр Суриков. С тех пор рейтинг Евдокимова вряд ли повысился. Характер отношений губернатора с Кремлем до сих пор не ясен. Так, например, администрация президента официально не подтвердила факта встречи Михаила Евдокимова с Владимиром Путиным в декабре, которую широко разрекламировали в крае.
Но вот алтайский политолог Юрий Чернышовм с выводами ЦПТ не согласен. В интервью агентству REGNUM он заявил: «…отнюдь не бесспорна сама методика проведения опроса. Эта методика строится по «идеально-рациональной» схеме определения шансов действующих губернаторов быть назначенными президентом. Причем эти критерии выстроены не под конкретного, а под абстрактного президента. Между тем, решения будет принимать конкретный президент Владимир Путин, у которого есть свои сложившиеся представления о принципах подбора кадров».
По мнению Чернышова, на выборах «Евдокимов опирался на не всегда явную, но достаточно эффективную поддержку «в верхах». Один из его козырей – личное неформальное знакомство с президентом… Путин может не одобрить работу команды Евдокимова, но не его самого. Поэтому на самом деле реальные шансы на переназначение у Евдокимова могут быть даже выше, чем у «фрондирующих» А.Тулеева и М.Шаймиева, которым эксперты отвели лидирующие позиции в списке».
А что же президент? "К сожалению, я не знаком с командой, которую формировал Михаил Сергеевич - с ним я знаком. Знаю, что результаты работы администрации за текущий год можно считать удовлетворительными с точки зрения развития экономики и решения социальных вопросов», - сказал Путин на пресс-конференции в декабре. И продолжил: "Но перед краем, как и перед страной, стоит много нерешенных проблем. Оттого, как они будут решаться, будет зависеть и оценка. Моя оценка - не главная. Все зависит от того, как оценят люди".
В словах президента, думается, главный смысл содержится в последней фразе – «как оценят люди». И действительно, будут требовать отставки Евдокимова депутаты, зазвучат призывы уйти на митингах, Кремль сделает Михаилу Сергеевичу необходимое предложение. Не будет всего этого, и Евдокимов еще поруководит: Алтайский край для Москвы далеко не самый важный и проблемный регион.
Видимо, чувствуя все это, сам Евдокимов в интервью «Коммерсанту» оценил свои шансы как 50 на 50. А на вопрос, будет ли он писать президенту заявление с просьбой определиться, доверяет он ему или нет, ответил: «Попросят – напишем! Какие проблемы?».
Кто на новенького?
Список тех, кто хочет или может быть назначен новым губернатором Алтайского края, или использует ситуацию, чтобы просто напомнить о себе, обсуждается с конца прошлого года. «СК» удалось собрать 18 фамилий (возможно, их гораздо больше) политиков, работающих, или ранее работавших на Алтае. Вот они:
Михаил Евдокимов , губернатор края
Николай Герасименко , депутат Госдумы («Единая Россия»)
Сергей Шабалин , руководитель «Алтайэнерго»
Лев Коршунов , экс-губернатор края, депутат Госдумы («Единая Россия)
Александр Назарчук , председатель крайсовета
Андрей Кнорр , депутат Госдумы («Единая Россия»)
Леонид Хвоинский , руководитель краевой организации «Единой России», депутат Госдумы
Юрий Сотников , начальник управления ФСБ по краю
Александр Балабанов , вице-мэр Барнаула
Владимир Райфикешт , экс-губернатор края, зам. гендиректора «Магистральных электрических сетей Сибири» (Красноярск)
Алексей Сарычев , депутат Госдумы первого созыва от Барнаула, вице-президент исследовательского фонда «Институт независимой экспертизы и права» (Москва)
Андрей Юрин , экс-председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края, работник Минфина (Москва)
Владимир Колганов , мэр Барнаула
Василий Борматов , экс-первый вице-губернатор края (Новосибирск)
Николай Шуба , экс-главный федеральный инспектор по Алтайскому краю, главный федеральный инспектор по Московской области (Москва)
Владимир Рыжков , депутат Госдумы
Борис Трофимов , управляющий Единой пенсионной службы по Алтайскому краю, депутат крайсовета («Единая Россия»)
Николай Чертов , экс-первый вице-губернатор края, начальник Алтайского межрегионального управления по экологическому и технологическому надзору.
О шансах этих, а, возможно, и других кандидатов мы поговорим в следующем номере.
Дмитрий Негреев.
Самое важное - в нашем Telegram-канале