Ключевым пунктом реформы стало перераспределение полномочий между районным и поселенческим уровнями – в пользу первых. Наиболее финансово емкие полномочия: водо-, газо-, тепло, электроснабжение, содержание дорог, кладбищ и т.д. - вошли в зону ответственности районов. Вместе с полномочиями были переданы и доходы – изменения, внесенные в ноябре 2014 года в бюджетный кодекс РФ, изменили нормативы зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней. Так, например, поселения лишились 8 из 10% НДФЛ, теперь им поступает лишь 2%. Также на районный уровень полностью переведена вся арендная плата за сельхозземли. По отзывам глав поселений, это привело к сокращению бюджетов поселений в два раза. И вызвало крайне негативную реакцию на местах.
Как же теперь исполняются полномочия? В большинстве районов, в полном соответствии с законодательством, жизненно важные полномочия по соглашению передали или планируют передать в 2015 году обратно в поселения. По идее обратная передача полномочий должна сопровождаться и соответствующим финансированием. Однако главы администраций сельсоветов, присутствовавших на "круглом столе", либо опасаются, либо уверены, что у районов просто не хватит денег, чтобы обеспечить их выполнение. А собственные средства поселениям взять уже будет неоткуда – ключевые источники доходов у них забрали. Это, переживают в сельсоветах, может привести к упадку сел, к потере мотивации на местах развивать поселения. "Обеспеченность Первомайского района на выполнение полномочий, на решение вопросов местного значения составляет 47%. И я боюсь, что район просто не сможет обеспечить, передать нам эти деньги", - поделился с коллегами Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета Первомайского района.
"Что сегодня вызывает опасения? Что постараются передать нам по соглашению максимум полномочий и минимум затрат. Это главная проблема", - говорит Андрей Бедарев, глава Полевского сельсовета Немецкого национального района. "Мы полномочия по ЖКХ приняли на себя, а денег не получили, - говорит Боронин. - Шуршим по карманам, идем по спонсорам. Нам никуда от этого не деться". По словам Галины Колесниковой, депутата Б-Ключевского сельсовета Первомайского района, бюджет этого крупного поселения-донора сократился в 2015 году в два раза – с 7 млн. до 3,5 млн. рублей. "Мы в год тратим на дороги 835 тыс. рублей, село у нас растянутое. В этом году мы уже потратили 120 тыс., а инвестиции из района так и не поступили, - рассказывает она. - На содержание кладбищ в прошлом году мы потратили 127 тыс. – охрана, уборка, расширение территории, оформление документов. Нынче нам возвращают это полномочие с 2,3 тыс. рублей. А нам предстоит полгектара леса убрать для расширения кладбища, оформить это".
Усугубляет проблему и тот факт, что всю кредиторскую задолженность поселениям оставили, а дебиторскую – то, что должны самим селам, - передали на районный уровень. "Это великая несправедливость", - сокрушается Андрей Бедарев.
"Конечно, у нас всех бывают проблемы: и счета арестовывают, и телефон отключают. Но мы работали ради перспективы, ноги били. У меня небольшой бюджет, но за последние три года рост собственных доходов — 30%. Благодаря тому, что мы там создавали условия. В основном собственные средства бюджета мы получали за счет теперь уже бывших 10% НДФЛ и арендной платы за землю. Заходил инвестор, начинал обрабатывать деньги, шли деньги. Сейчас все забрали на уровень района. То есть забрали внутренний стимул делать свою малую родину более самостоятельной, красивой. Какой смысл среднестатистическому главе ходить и смотреть, как его фермер обрабатывает землю, как у него работают предприятия, чем им помочь", - возмущался Олег Боронин.
По мнению Галины Колесниковой, глав поселений, забирая у них все больше и больше полномочий, делают в некотором роде "слепыми", поскольку вместе с полномочиями уходит и информация о разных сферах жизни, их финансировании – то, что позволяло держать контроль над ситуацией. "У нас забрали знания о здравоохранении, в 2014 году – о детских садах. Раньше сельхозугодия были в нашем ведении, мы могли спросить, сколько гектаров обрабатывается, сколько получили средств за аренду, сколько – налог за землю, какие площади переведены в собственность. Теперь этой информации нет. А ЗАГС! Глава сельсовета должен узнавать из других источников, сколько человек у него родилось, сколько умерло, сколько прописалось. Почему жителей лишают права регистрировать брак у себя в селе? Из поселения мы подавали сводки в разные инстанции, а теперь такой же обратной связи нет, глава должен вслепую управлять. Таким образом, взаимодействие населения с властью ликвидировано. Народ с ней не соприкасается".
При этом жителям сел по большому счету не важно, у кого какие полномочия, кто должен их финансировать. Им нужно, чтобы основные системы села функционировали, дороги чистились, и ответственный для них – глава села.
По словам Олега Боронина, глав поселений пытаются превратить в обер-полицмейстеров на местах. Его поддержал коллега из Немецкого района: "Нам говорят — у вас же есть штрафы, формируйте бюджет из штрафов. Но мы-то отвечаем – наши деньги не здесь, а в земле, отдайте их".
"Реформа направлена на то, чтобы поставить под контроль все и вся. Это политическое решение", - уверен Боронин. Однако, по мнению, лидера регионального отделения партии "Справедливая Россия" Александра Терентьева, эффект может получиться обратный: "Если вчера глава поселения имел влияние на жизнь в нем, то сегодня у него это влияние забрали. Но районные-то и краевые власти его не получили. Как они будут влиять на поселения, на людей? Кто это будет делать? Если мы говорим о политической власти, то они ее не получили. Это абсурд. Они вчера через главу поселения имели эту власть, а сегодня нет".
Тем временем в поселениях переживают о будущем деревни. "Не будет сельского совета, не будет аппарата - жизнь на деревне заглохнет, и народ оттуда побежит. Он и так бежит уже", - говорит Сергей Паутов, экс-глава администрации Новичихинского сельсовета.
А вместе с тем, спрос на жизнь в селе неожиданно появился. Со стороны жителей соседних регионов. "В последние три месяца в администрации много звонков из Иркутской области, Красноярского края – хотят переехать в Алтайский край. "Почему к нам?" – спрашиваю. Они отвечают: "Потому что в ЮНЕСКО говорят, что Алтайский край самая благоприятная территория для проживания", - рассказал Андрей Бедарев. Его история вызвала смех.
По итогам "круглого стола" было принято решение о необходимости создания общей площадки для обсуждения реформы и проблем поселенческого уровня, выработки рекомендаций.
Самое важное - в нашем Telegram-канале