Суровая весна
Как показывает практика, наибольшее благополучие граждан в России наступает к выборам, а потом власть, получив карт-бланш от избирателей, начинает проводить непопулярные решения. Владимир Путин стал президентом в 2004 году на волне экономического роста: в 2003 году рост ВВП составил 7,3%, вдвое превысив показатель 2002 года, цена на нефть за год выросла на 35%.
А уже в 2005 году на полную заработала программа монетизации льгот, вызвавшая волны протеста по всей стране. К 2008 году все улеглось – выборы президента пришлись на самое сытое время. Но потом зарождавшийся на Западе кризис добрался до нас – и стало туго: бюджеты сократились, расходы по многим программам снизились. Но вот уже подбирается 2012 год: экономика статистически более или менее восстановилась, призрак рецессии бродит пока по Европе, цены на нефть и газ держатся на удобном для России уровне – нам как раз выбирать Госдуму и президента. Однако уже сегодня ясно, что после выборов непопулярные решения будут вновь приниматься либо как минимум обсуждаться.
Глава Сбербанка Герман Греф еще в конце сентября заявил, что будущее правительство будет обречено на принятие непопулярных решений и это вызовет недовольство населения: "Все хотят, чтобы были реформы, но бенефициаров у каждой конкретной реформы найдется немного. В этом главное противоречие, с которым придется столкнуться будущему правительству, потому что плоды этих реформ находятся в средне- и долгосрочной перспективе, а действия надо совершать быстро", – заявил он на российско-сингапурском деловом форуме. "Все самое плохое начнет происходить, начиная с мая-июня 2012 года", – считает политолог Дмитрий Орешкин.
Россия в этом смысле – не исключение из правил: руководители и других стран после выборов периодически проводят реформы. Однако разница, говорит г-н Орешкин, состоит в том, что на Западе, в случае если изменения оказываются слишком тяжелыми для населения, оно меняет власть путем демократических процедур, у нас же этого не происходит. "Общество в России не сможет, если захочет, среагировать на изменения легально. И значит, негативизм будет накапливаться и как-то прорываться: кто-то будет протестовать, а кто-то отказываться платить за энергию. Но формы высказывания недовольства будут , скорее, пассивными, чем активными", – говорит политолог.
Коммерческие бюджетники
В числе наиболее крупномасштабных изменений – вступление в силу с 1 июля 2012 года основных положений закона, меняющего систему финансирования бюджетной сферы (официальное название – Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). Все муниципальные и госучреждения будут разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Только первые будут находиться на полном гособеспечении. Бюджетным государство будет давать деньги в рамках специального госзадания. Они при этом получат право оказывать платные услуги и оставлять эти средства себе, а не отдавать государству, как сейчас. Предполагается, что именно к этому типу учреждений станут относиться большинство школ, больниц, поликлиник, детсадов и т. д. Для госучреждений эта норма вступила в силу с января 2011 года, для муниципальных заведений – с 1 июля 2012 года.
Сторонники изменений утверждают, что закон позволит тем же школам, больницам и детсадам оказывать платные услуги, которые они оказывают и сегодня, но только направлять вырученные средства на собственное развитие. А это в конечном итоге улучшит качество оказываемых услуг – образовательных, медицинских или каких-то еще. Противники уверены – это переход к платным образованию и здравоохранению: учреждения станут брать деньги за все, за исключением базовых, оплаченных государством услуг, и фактически выкручивать руки гражданам, заставляя пользоваться платным сервисом.
Возраст и пенсии
На "после выборов" откладывается и обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста. О необходимости этого шага для решения проблемы дефицита Пенсионного фонда не раз говорил экс-министр финансов Алексей Кудрин да и другие чиновники из правительства. Этот самый дефицит, по оценке г-на Кудрина, в 2012 году может достигнуть 1 трлн. рублей. "Пожарных" выхода, по сути, два: повышать или пенсионный возраст, или налоги для бизнеса. "Сложилась неприятная ситуация: пенсионная модель такова, что работающее поколение обеспечивает неработающее. Эта схема была хороша в советское время, когда на 200 млн. работающих приходилось 9 млн. пенсионеров. Но сегодня это соотношение примерно 65 млн. на 50 млн., почти один к одному", – рассуждает Дмитрий Орешкин.
Алексей Кудрин предлагал повышать пенсионный возраст поэтапно, по полгода-году, но до какого предела – не ясно. После его отставки и на период предвыборной кампании эта тема затихла. Однако можно предположить, что она всплывет вновь после президентских выборов, так как проблема латания дыр Пенсионного фонда так и не решена.
Налоговый пресс
С "пенсионной" темой тесно связана другая неприятная возможность – повышения налогов. Напомним, что с 2011 года отчисления предприятий в страховые фонды должны были составить в общей сложности 34% от фонда оплаты труда, эта норма вызвала организованный протест по стороны бизнес-сообщества всей страны (включая Алтайский край). Президент Медведев немного погасил пламя возмущений, приняв решение снизить сумму выплат до 30%, а для малого бизнеса – до 20%. Однако вскоре правительство решило, что к 2014 году объем выплат нужно опять довести до 34% – слишком велик оказался объем выпадающих доходов. А проще говоря, и без того большая дыра в ПФР стала еще шире. Представители малого и среднего предпринимательства не раз говорили, что повышение налогов они могут просто не потянуть. Со всеми вытекающими, как говорится, – бизнес начнет или закрываться, или традиционно уходить в тень.
Пока чиновники очень осторожно говорят о возможности повышения налогов. Замминистра финансов РФ Сергей Шаталов в июле в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сказал, что "очень бы этого не хотелось". "Мы будем всячески стремиться к тому, чтобы налоги не повышать, хотя я не исключаю, что такие решения могут быть приняты", – сказал он, добавив, что все будет зависеть от наращивания расходов страной. А Алексей Кудрин в комментарии агентству Reuters в сентябре заявил, что "для такой системы, как наша, если мы не можем быстро сократить расходы, нам необходимо повышать налоги". И добавил: "Следующему правительству России придется повысить налоги, чтобы укрепить государственный бюджет для противостояния возможному падению цен на нефть".
Кроме того, на послевыборный период, а именно на 2013 год, приходится вступление в силу закона, который определит новую форму начисления налога на недвижимость. Сегодня его размер формируется исходя из инвентарной стоимости, ее налоговикам предоставляют БТИ. С 2013 года за основу будет браться кадастровая, приближенная к рыночной, стоимость. Это, по оценкам экспертов, может привести к кратному увеличению налога.
Вместе с тем после президентских выборов произойдут события, оценить которые однозначно пока сложно. Например, вступление России в ВТО. 11 ноября глава российской делегации Максим Медведков заявил, что это произойдет в середине 2012 года. Этот шаг на работе разных отраслей скажется по-разному. Скажем, металлурги, вероятно, выиграют: они перестанут сталкиваться с заградительными пошлинами. А вот фермеры, скорее, останутся недовольны из-за снижения господдержки и увеличения импорта. Однако ясно, что столь существенное для экономики решение, способное вызвать неоднозначную реакцию бизнеса, стоило отложить до окончания предвыборных баталий.
Самое важное - в нашем Telegram-канале