Одна из популярных методик – вбросы бюллетеней при использовании переносных урн. "В Курской области был прецедент, когда один очень энергичный молодой человек успел за два часа собрать 900 бюллетеней – по 22 секунды на избирателя", – рассказывает депутат Госдумы Олег Михеев.
В числе часто упоминаемых нарушений – подделка итоговых протоколов участковых и территориальных комиссий. "На выборах в Новосибирской области в прошлом году на некоторых участках в 16.00 уже были готовы подписанные итоговые протоколы", – говорит г-н Михеев.
"Фальсификация может происходить так: участковая комиссия, подведя итоги, отвозит бюллетени в ТИК, чтобы „еще раз проверить“, и председатель просит всех членов комиссии подписать пустые бланки „для перепроверенных данных“, – рассказывает алтайский политолог Константин Емешин. – Возможны также пересортировка бюллетеней при подсчете, прямой вброс бюллетеней с проставленными отметками в ящик для голосования. Это можно проследить по спискам избирателей, когда в течение часа-двух на участок вдруг ”приходит” несколько сотен человек".
Эксперты говорят, что инструментом предотвращения вбросов может стать использование комплексов обработки избирательных бюллетеней – электронных устройств, считывающих данные бюллетеней и подсчитывающих их.
Также, утверждают представители оппозиционных партий, исправления вносятся даже в момент внесения данных в ГАС "Выборы". Для этого может, например, "внезапно выключиться свет". Известно, что система отключалась на выборах в Нижегородской области: за то время, что она простаивала, доля проголосовавших за действующего руководителя области увеличилась в два раза. Однако в избиркомах утверждают, что фальсифицировать результаты в ГАС "Выборы" невозможно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале