По плану главный налоговик края должен был выступать с отчетом о работе в I квартале 2009 года. То, что после доклада его будут спрашивать не только и не столько об этом, стало ясно с самого начала. "Я прошу отдельно остановиться на положении дел на тех промышленных предприятиях, о которых мы с вами говорили еще в прошлом году", – обратился губернатор. Он напомнил, что направлял главе ФНС России Михаилу Мокрецову письмо с просьбой разобраться с тремя налогоплательщиками. Соответствующее поручение было "спущено" на региональный уровень.
Из трех предприятий, о которых идет речь, Алексей Легостаев на заседании назвал только "Алтайскую шинную компанию" ("АШК"). Еще об одном известно, что оно расположено в Рубцовском районе. Более подробную информацию г-н Легостаев распространять отказался, ссылаясь на этические нормы и понятие налоговой тайны.
Начальник УФНС начал отчитываться довольно бодро. По его словам, в отношении всех трех холдингов в 2008 году были назначены контрольные мероприятия. "По одному налогоплательщику – по выплате налогов за 2006 год – они уже закончены. Начислена сумма более 200 млн. рублей. Налогоплательщик обжаловал данное решение в суде". В отношении второй компании – из Рубцовского района – проверка проводилась в течение восьми месяцев. Сегодня она окончена, однако официальных итогов пока нет. "О результатах говорить рано, но просматриваются претензии на несколько десятков миллионов рублей", – пояснил Алексей Легостаев.
Самым проблемным налогоплательщиком считается "АШК". В данном случае проверки были назначены в отношении сразу двух юрлиц. По одному проверка идет, по второму нет, потому что, как пояснил г-н Легостаев, налогоплательщик подал уже три иска о неправомочности. "В момент назначения он быстренько перешел из одной инспекции в другую", – решил было перейти на разговорную речь налоговик. Это он сделал зря.
"Терминологию-то уточняйте, – возмутился тут же губернатор и перешел в наступление. – "Быстренько перешли" – это что за слова? Это дорогу можно быстренько перейти. Я считал, что налогоплательщик снимается с учета и ставится на учет. Не он переходит быстренько, а вы принимаете об этом решение – быстренько. Объясните, как проблемный налогоплательщик, по которому есть распоряжение руководителя ФНС, быстренько снялся с учета?"
Дальнейшее обсуждение напоминало словесную дуэль. На слова Алексея Легостаева: "Я уже несколько раз пытался объяснить…" – губернатор в довольно резком тоне ответил: "Мне не объяснения нужны, а средства в бюджет. Мне необходимо обеспечить функционирование региона. Я ваши объяснения не смогу дать ни в виде социальных пособий, ни в виде средств на содержание учреждений".
Налоговик настаивал на юридических аспектах, глава региона переводил разговор в плоскость социальной важности решения проблемы. "Речь идет о неуплате сотен миллионов рублей налогов на протяжении длительного периода времени, – распалялся губернатор. – Сколько налогов уплатило крупное промышленное предприятие, на котором, по нашим данным, работают более 4 тыс. человек, за прошлый год? При каком обороте?" Выяснилось, что при обороте около 4 млрд. рублей предприятие выплатило налогов на 20 млн. рублей. "Ну. И что вы мне тут еще рассказываете? Мы уже четвертый год общаемся, и вы мне эти песни поете, – продолжал отчитывать г-на Легостаева Александр Карлин. – Мне нужны конкретные действия этого предприятия по выполнению своих обязанностей по уплате налогов".
Тут уже не выдержал руководитель УФНС. "Я думаю, когда проверочные мероприятия закончатся, организации будут предъявлены значительные суммы налоговых платежей. Просто так написать акт на пяти страницах и выставить какую-то сумму я не могу. Я считаю, что претензии нужно предъявлять так, чтобы налогоплательщик не мог иметь оснований оспорить их в суде. По итогам прошлых контрольных мероприятий, которые мы проводили с новосибирскими коллегами, доначислено 500 млн. рублей, и мы смогли все доказать в судах".
Однако напор Алексея Легостаева ничуть не смутил губернатора. "А взысканы ли эти налоги?" – парировал он. "Нет. И даже уголовные дела не возбуждены!" – засокрушался налоговик. Но сочувствия не вызвал. "Да вы меня не выводите на чужую грядку! Вы за себя отвечайте. Вы должны обеспечить взыскание. Они оспорили, вы доказали правоту. Где деньги?"
А денег нет. Налоги доначисляются организациям, у которых нет имущества. "Оно принадлежит московской фирме, которая стабильно предоставляет отчетность и претензий к которой нет. Весь имущественный комплекс легализован", – пытался было вновь объяснить ситуацию начальник налогового ведомства. Но губернатор прервал его: "Если все так, как вы говорите, то каждый крупный налогоплательщик может сейчас эту схему избрать, и так будет угроблена налоговая система страны. Нет, это вы не до конца решили свою задачу, если вам для доначисления задолженности подставили "пустышку". Значит, надо что-то корректировать или в законодательстве, или в практике его применения".
Алексей Легостаев перечислил меры, которые, по его мнению, могли бы исправить ситуацию. Правда, оговорился, что их называли уже столько раз, что упоминать опять "даже стыдно". По его словам, нужно увеличить размер уставного капитала акционерных обществ, привлечь к субсидиарной ответственности учредителей, ввести не уведомительный, а разрешительный характер на регистрацию, дать налоговым органам не пять, а 30 дней на проведение проверки на достоверность предоставленных сведений. "На каждой коллегии ФНС каждый мой коллега выходит и плачется перед московским руководством", – сказал он.
Но сочувствия опять не вызвал. "Это примерно то же самое, как если бы мне аграрники говорили, что нужно нормативно установить регламент выпадения осадков, – прокомментировал слова налоговика губернатор. – О какой субсидиарной ответственности вы можете говорить? Это противоречит базовым категориям гражданского права. Такого решения никогда не будет принято". И в завершении добавил: "И перестаньте мне рассказывать сказки про плачущего налоговика. Представить вас плачущего на колене? Пришлите фотографию".
Взносы отраслей
Поступления налоговых платежей в I квартале в отраслевом разрезе выглядят следующим образом. Самая сложная ситуация – у предприятий обрабатывающих производств, хотя удельный вес выплаченных ими налогов в общей копилке достаточно значительный – 15%. Негативная тенденция относится и к тем представителям данной отрасли, которые вошли в составленный администрацией список социально значимых предприятий края. Из 24 компаний 14 сократили объем налоговых поступлений более чем на 1 млрд. рублей.
Удельный вес выплат строительных компаний – 6%. Отмечен рост поступлений с их стороны на 3%. Положительная динамика – и у предприятий ЖКХ. Лучшую динамику показали организации пищевой промышленности – 13%. Их удельный вес – 11% в общей копилке. Почти вдвое сократились поступления от сельхозпроизводителей. Однако предприятия данной отрасли из списка администрации обеспечили рост поступлений в совокупности на 14%.
Источник: данные УФНС по Алтайскому краю.
Самое важное - в нашем Telegram-канале