Кирилл Рогов,
ведущий научный сотрудник Института экономической политики:
Отвечая на вопрос о перспективах российской модернизации, сразу могу сказать – их не осталось.
Было два взгляда на проблему модернизации, институциональный и дирижистский. Дирижисты выступали за то, что модернизация – это прежде всего технологическое движение страны вперед под руководством государства, а институционалисты говорили, что модернизация – это прежде всего реформа институтов и освобождение бизнеса. И когда выяснилось, что у дирижистов нет денег, чтобы реализовывать свою концепцию модернизации, все и было свернуто...
Но это иллюзия, что можно взять и перестроить в стране институты – как машину тюнинговать. Обновление и модернизация институтов должны происходить параллельно с экономическим ростом. Один из вариантов неуспешной модернизации как раз так и выглядит – замедление роста из-за институциональной переделки.
Инновационную экономику “с ходу” создать невозможно: необходимы стадии развития. Их три – факторная, инвестиционная и инновационная. Конкурентоспособность – ключевое для развития понятие – должна быть на всех этапах развития. В модели догоняющего развития роль государства высока, но по мере развития она должны снижаться и лидирующая роль переходить к бизнесу.
Вопрос – где мы сейчас находимся и как можно достичь конкурентоспособности. Нет развития, оторванного от конкурентоспособности. Если вы не умеете контролировать издержки, Сколково будет неконкурентоспособным, сколько денег туда ни вбухать.
Факторы, влияющие на долгосрочный рост и глобальную неконкурентоспособность России – демографическая ситуация, ограниченность внутреннего рынка, стоимость инфраструктуры, стоимость рабочей силы, слабость институтов и наличие сырьевых ресурсов.
У нас слишком дорогая рабочая сила, чтобы конкурировать в этом со слаборазвитыми странами и слишком слабые институты, чтобы конкурировать с развитыми странами на их поле – и эта “вилка”, пожалуй, главное, что нам мешает.
Конкуренция за инвестиции – один из важных факторов развития. Переток капитала и динамика потока инвестиций показывает, что больше всего денег приходится на 9 стран – это Китай, Индия. Индонезия, Таиланд, Мексика, Бразилия, ЮАР, ….. Россия, на первый взгляд, выглядит вполне неплохо: прирост капитала составляет 50%, но продолжают сокращаться прямые иностранные инвестиции, весь прирост инвестиций – это недолгосрочные кредиты.
При этом Россия за 5 лет “упала” на 26 позиций в рейтинге динамики стран DoingBusiness. По динамике ВВП на душу населения мы сделали рывок: были между бедными и развивающимися странами, и ушли “вверх”, но по качеству деловой среды и инвестиционной среды – вниз. Это “ножницы”, и это ключевая проблема: дорогая рабочая сила и ухудшающиеся институты.
Качество среды ухудшается, при этом экономика пухнет от закачки в нее денег извне – это не имеет ничего общего с развитием…
Кризис показал, что существующая макроэкономическая модель нестабильна, Россия среди крупных экономик стала лидером по глубине перепада – от 8% докризисного роста к 8% падения, это колоссальная амплитуда! Это снижает привлекательность для потенциальных инвесторов.
На товарных рынках мы неконкурентоспособны, причем проигрываем не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, блокированы возможности реструктуризации рынка труда, плохие позиции в развитие финансового рынка. По показателям инновационности мы за последние 2 года “упали” более чем на 10 позиций.
Самое важное - в нашем Telegram-канале