Политика

Куда идет Россия под руководством Владимира Путина?

Наверное, ни в какой стране, кроме нашей, не придают столько значения роли личности в Истории. Десять лет назад, 26 марта 2000 года, Владимир Путин был избран президентом России на первый срок. Чем было это десятилетие для страны? "Вставанием с колен" или топтанием на месте? Развитием демократии или становлением авторитаризма? Как мы развивались все эти годы и развивались ли вообще? И какую роль в этом процессе играет Владимир Путин? За что мы можем быть ему благодарны? За что имеем право его осуждать? Об этом рассуждают наши эксперты в очередном выпуске "Дискуссионного клуба".

Владимир Путин, Барнаул, 19 июня 2009г.
Владимир Путин, Барнаул, 19 июня 2009г.
Лариса Васильева

Леонид Млечин,
журналист, писатель, историк, автор книги "Путин, Буш и война в Ираке":

В России психология очень много значит. Проблема с дефолтом 1998-го была в том, что народ запаниковал. Как только Примакова назначили главой правительства, все успокоились. Точно так же и путинская жесткая риторика успокоила людей после терактов в Москве и Волгодонске. Наши люди – очень нервные. Время от времени им нужно, чтобы сильный лидер сказал: "Всем успокоиться!"

Не столько вина, сколько беда

Николай Петров,
эксперт "Московского центра Карнеги":

Я отдаю Владимиру Путину должное как человеку, который во многом сделал себя сам. Я считаю, проблемы, которые связаны с путинским режимом, – это проблемы, возникшие не столько из-за Путина лично, сколько из-за отсутствия институциональных рамок, традиций, механизмов, которые бы не давали ему произвольно расширяться в любую сторону. Я считаю, это не столько его вина, сколько его беда: первый срок Владимира Путина оказался, как и у Ельцина, во многом успешнее второго.

Экономические реформы на начальном этапе президентства Владимира Путина стали очень серьезным плюсом. Я имею в виду реализацию грефовского пакета, то, что делалось до осени 2003 года. До ареста Михаила Ходорковского, с которого фактически начался второй срок Путина, было сделано очень много полезного. Это либерализация экономики, Бюджетный кодекс, "плоский" подоходный налог и ряд других пакетных реформ.

В основу вертикали Путина были положены его корпоративные фээсбэшные связи, его кадры. К приходу Путина маятник уже сильно откачнулся в сторону от центра к регионам, и страна была малоуправляемой вольницей региональных режимов, в том числе авторитарных или полуавторитарных. Так вот, в первые три года строительства вертикали маятник шел обратно. Но потом он прошел точку золотого равновесия, баланса и, не останавливаясь, пошел в сторону чрезмерной централизации. Мне кажется, эта точка и в экономике, и в политической сфере – осень 2003 года.

К началу своего второго срока Путин освободился от всех долгов, которые имел перед Ельциным, создал свою контролируемую
команду и, казалось бы, мог начать пакет новых реформ. Но уже тогда организационно система была устроена плохо. Через колено ломали губернаторов, чтобы они согласились на монетизацию льгот. Начались социальные протесты, их испугались и решили отложить дальнейшие реформы.

Тем временем страна стала купаться в деньгах из-за высоких цен на нефть, и Путина посетила мысль, что реформы особенно пока и не нужны. Поэтому весь его второй президентский срок я считаю либо потерей времени, либо движением в тупик.

Продвинулись вперед

Константин Малышев,
политтехнолог, руководитель Алтайского отделения Комитета поддержки реформ президента России:

Не надо было уходить от выборности глав регионов. Назначаемые губернаторы не вполне устраивают население, и ответственность за их просчеты ложится на федеральный центр. Назначенный губернатор в своих отчетах все представляет в выгодном свете, утаиваются проблемы в регионах, идет давление на местные СМИ.

Экономическую стратегию правительства и президента я скорее одобряю, но исполнение местными чиновниками, по крайней мере в Алтайском крае, оставляет желать лучшего. Инициативы правительства просто губятся и не доходят до "конечного потребителя" – до народа. Если говорить, например, о развале промышленности, то это тоже, скорее, ошибки власти на местах. Но у нас нет экономических потрясений, таких как в 1990-х годах. Население чувствует стабильность. Есть недоработки на местах: завышенные тарифы на услуги ЖКХ, например. А низкие заработные платы, расслоение общества – это было всегда.

В международном аспекте Россия по-прежнему занимает те же позиции, даже еще выше, чем до Путина, ее международный авторитет стал выше.

Нельзя винить Путина и правительство и в произошедших недавно терактах. Конечно, какую-то ответственность они должны на себя взять… может быть, если бы было заявлено заранее о террористической угрозе, удалось бы предотвратить теракт. Ошибка властей в том, что население не информируют о такой опасности.

Но все-таки за это десятилетие мы продвинулись вперед. За восемь лет президентства Путина развитие страны стало более динамичным, и люди стали с оптимизмом смотреть в будущее. А вот в последние два года на нас сильно отразились экономиче­ские катаклизмы.

Не то построили

Александр Россинский,
профессор АлтГУ, кандидат философских наук:

Отношение к Путину у меня противоречивое. Я считаю, что это очень сильная фигура. Но с тем, что он построил сейчас, я не могу согласиться. С опорой на олигархов, которые платят с доходов те же 13%, что и простая техничка. С безумным количеством миллиардеров в полунищей стране. Это чудовищное нарушение принципов социальной справедливости. Это меня очень беспокоит, хотя, повторюсь, я считаю Путина очень сильным руководителем. Он сделал грандиозное дело: удержал страну после 1996 года, как говорят шахматисты, какими-то "единственными ходами". Тогда его мощь и сила проявились с хорошей стороны. Но после этого надо было искать какие-то другие пути развития. Еще года четыре назад нужно было свернуть на путь демо­кратизации, не сплошной, может быть, при сильной руке, – но он не смог этого сделать. И сегодня критика режима, критика власти, несогласие с тем, как развивается страна, очень сильно возрастают, это отчетливо чувствуется.

Когда полились нефтедоллары, кроме раздачи пенсий, ничего больше не произошло. У нас до сих пор очень много бедных людей.

Я не могу простить этому государству огромное количество сирот, бездомных детей, алкоголизацию страны и отсутствие интереса к духовному строительству.

Опрос

Как вам живется при Путине?

Валентина Тараканова,
пенсионерка:

Нам, пенсионерам, жить стало лучше. Мы не получали долго пенсию, а сейчас нам ее дают вовремя. И в магазинах все есть. За политикой я не слежу, но, по-моему, все к лучшему идет.

Олег Гостев,
продавец-консультант:

Сложно сказать, к лучшему или к худшему изменилась жизнь. Может быть, где-то даже и к лучшему… Но цены растут в два раза быстрее, чем зарплата, большие проблемы с жильем, особенно у молодежи. Если такими темпами будет дальше, то опять наступят 90-е и будет проще воровать, чем зарабатывать.

Елена Козлова,
преподаватель:

В материальном плане произошло скорее улучшение, но в плане свободы слова и демократии ситуация точно ухудшилась. В советском прошлом не всегда можно было говорить то, что думаешь. Мне кажется, оно возвращается.

Леонид Уколов,
пенсионер:

Изменения происходят с каждым годом. Сложно сказать, в какую сторону. Лично  почувствовал себя более уверенно в материальном обеспечении. Я стал больше получать пенсию. Хотя большая часть народа живет, конечно, бедновато.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость