Управляющий директор комитета "Деловой России" по совершенствованию механизма конкурентных закупок опубликовал на сайте организации комментарий к недавно принятой норме об ограничении поставок иностранной техники для госнужд.
14 июля вышло постановление правительства "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Оно стало продолжением инициативы Минпромторга по запрету на закупки иностранной автомобильной техники.
В целом взят правильный курс на локализацию иностранными компаниями производства товаров из "запретного перечня" на российской территории. Безусловно, это поспособствует развитию экономики страны в целом, и положительные примеры уже есть: в России работают заводы многих международных марок — Renault, Nissan, VW, Toyota, Ford. Тем не менее в документе сохраняется некоторая непоследовательность.
В чем суть постановления? Оно запрещает закупку 66 видов зарубежных товаров машиностроения. Они разделены на три группы, для каждой из которых установлены свои условия попадания под запрет.
Строительная техника (краны, бульдозеры, экскаваторы и прочие), троллейбусы, коммунальная техника безоговорочно попадают под запрет, если страной их происхождения не являются Россия, Белоруссия либо Казахстан.
Легковые автомобили допускаются к закупке в случае, если их производители включены в перечень хозяйственных субъектов, утвержденный решением комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 года, либо если товары произведены с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны лицами, зарегистрированными в Калининградской области.
В указанный перечень входят 18 компаний, среди которых "ИжАвто", "Джи Эм — АВТОВАЗ", "Фольксваген Груп Рус", "Дженерал Моторс Авто" и другие. Продукция иных компаний допускается к закупке, только если в России, Белоруссии либо Казахстане осуществляется существенная часть производственных операций: монтаж силового агрегата, монтаж электрооборудования, сварка кузова и других. По сути устанавливается количественное требование по локализации иностранных производств на территории стран Таможенного союза. К 2017 году ключевые производственные операции должны быть локализованы полностью.
При этом ограничения вводятся только в отношении новых автомобилей. То есть при закупке подержанного автомобиля, даже если он был в чужом владении всего один день, запрет уже не применим.
Грузовые и пассажирские транспортные средства не допускаются к поставке для государственных и муниципальных нужд при отсутствии их локализации на территории России, Казахстана и Белоруссии.
Выполнение условий, при которых товар может быть допущен к закупке, должно быть подтверждено четко определенными документами: страна происхождения товара — сертификатом о происхождении, выдаваемым уполномоченным органом, а локализация производства — актом экспертизы, выдаваемым Торгово-промышленной палатой РФ.
Приведенный в постановлении список отдельных видов товаров машиностроения полностью входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. При закупке таких товаров заказчики обязаны требовать предоставления документов, подтверждающих их соответствие установленным ограничениям (в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе), а при их непредставлении — отклонять такие заявки.
Закрепление подобного запрета на законодательном уровне, безусловно, должно быть основано на твердой уверенности в том, что на российском рынке существуют производители, способные заменить иностранную продукцию действительно конкурентными аналогами. В противном случае закупки сведутся к выбору "наименьшего зла" из ограниченного круга производителей, что не будет способствовать повышению эффективности закупок.
Локализация в России, например, производства тяжелой грузовой техники может быть полезна с точки зрения распространения достойных западных технологий. При этом не вполне понятна логика постановления, из которого следует, что иностранная коммунальная (машины для уборки) и строительная (бульдозеры, экскаваторы) техника не может быть закуплена у хозяйствующих субъектов даже при условии выполнения существенной части производственных операций на территории России.


