Политика

"На Запад я не работаю!" Владимир Рыжков рассказал "ВД" об отношениях с критиками, новой работе и выборах

Скептики утверждали: экс-депутат Госдумы Владимир РЫЖКОВ охладеет к родному региону, утратив возможность избраться в парламент. Ничуть не бывало. В марте он опять приехал в Барнаул с обширной программой. "Даже в родную 42-ю школу заехать некогда", - сетует известный политик. О малой родине забывать он и не собирается. "Я даже недавно отказался от законного права прописаться в Москве, оформил там временную регистрацию на пять лет. А прописан я, как и прежде, в Барнауле", - с гордостью говорит Владимир Александрович. О том, на каких условиях он готов работать в Барнауле, за что его не любит Кремль и почему Алтай такой особенный, оппозиционер Рыжков рассказал "ВД".

О встречах с американцами

- Владимир Александрович, за последнее время вы стали участником сразу двух мероприятий, где американцы слушали мнение представителей российской оппозиции:
делового завтрака с госсекретарем США Кондолизой Райс и конференции американского аналитического центра на тему "Что будет с Россией". Не могли поподробнее рассказать об этом?

- У Кондолизы Райс, думаю, было два основных мотива. Первый - политический. Показать, что власти США видят не только официальных лиц России, но и ее гражданское общество. Ведь на встрече были не только я и Григорий Явлинский. Там были Ольга Дергунова (член правления банка ВТБ. - Прим. "ВД"), представлявшая бизнес, Владимир Милов и Дмитрий Тренин - два эксперта, Михаил Фишман, ваш коллега. Это знак, что Запад хочет иметь дело не только с Кремлем, но и с журналистами, общественниками, политиками. Я считаю, это правильно. Это сигнал о том, что Россия не сводится к Кремлю. Вторая цель - исключительно познавательная. Они же плохо понимают Россию. А им важно понять, что у нас происходит в экономике, во внутренней и внешней политике. Поэтому Кондолиза Райс практически ничего не говорила. В начале встречи она сказала, что ей интересно услышать наше мнение, и в конце: "Спасибо, мне было интересно, есть над чем подумать". Вот и все.

- И что вы ей рассказали?

- Я говорил о том, что беспокоит лично меня. Для меня главная проблема состоит в том, что авторитаризм, который установился в нашей стране, все дороже обходится народу. От этого мы несем все большие издержки: социальные, политические, имиджевые. Например, коррупция за последние 10 лет выросла в 10 раз. Это значит, что чиновники стали воровать у народа в 10 раз больше. Я упомянул также о политзаключенных, о цензуре в СМИ. Меня иногда упрекают в том, что я критикую свою страну перед иностранцами. Но я страну не критикую, я ее люблю. Критикую же я власть. Точно также можно было бы де Голля упрекать в том, что он критиковал прогитлеровский режим маршала Петена, когда был в изгнании во время оккупации Франции фюрером.

- Чересчур смелые у вас параллели:

- А что? У нас в стране люди сидят в тюрьме за взгляды. Максим Резник - яркий пример (лидер Санкт-петербургского отделения партии "Яблоко" провел три недели в СИЗО. - Прим. "ВД"). Мы должны об этом молчать? На мой взгляд, наш долг - говорить о таких проблемах.

- А что вы можете рассказать о конференции, проведенной в США?

- Я поехал на эту конференцию, честно скажу, через силу. Отправился туда только потому, что Леон Арон, ее организатор, мой старый друг. Если завтрак с Кондолизой Райс носил практический характер, он связан с реальной политикой, то эта конференция - чисто теоретическая. Речь шла о том, почему в России такие слабые гражданское общество и оппозиция. Но не с практической точки зрения, а с теоретической, я бы даже сказал - социологической. Майк Макфол, возглавляющий американский институт по изучению демократии, отметил странную вещь. Скажем, Иран - исламское государство, где существуют аятоллы, стражи исламской революции. Ужас, в общем. Но как ни странно, в Иране гражданское общество гораздо сильнее, чем в России. Там есть движение за права женщин. В стране, где женщина - никто. А в России, вроде бы европейской стране с высоким уровнем образования, гражданских инициатив нет. Вот об этом шла речь.

О главной "военной тайне"

- Говоря о вашем общении с американцами, не могу не задать вам другой вопрос. Есть стереотип: Рыжков - человек Запада. Одни имеют в виду идеологическую подоплеку, другие - финансовую. Разговоры об этом усилились после того, как вы перестали быть депутатом. Появилось мнение, что вы будете искать работу в Европе.

- Конечно, эти разговоры неспроста, потому что идет политическая борьба. Первое - к таким разговорам я отношусь спокойно. Сколько я в политике, а это с 1987 года, столько сталкиваюсь с фактами клеветы и оскорбления. Второе. Моя принципиальная позиция, которая была, есть и будет: ни копейки западных денег, никакой работы на Западе. Всю жизнь я работал только в России, зарабатывал только здесь. Так собираюсь делать и впредь. Главная военная тайна во всей этой истории состоит в том, что нынешняя правящая элита связана с Западом больше, чем я. У них там учатся дети, стоят дома, там же - счета с украденными из бюджета деньгами. Поэтому они так и ненавидят меня, что у меня с моей якобы прозападной позицией в отличие от них на Западе ничего нет. У Рыжкова семья живет в России, дочка учится в российской школе, сам он - российский гражданин. Их это бесит.

Что касается моих контактов. Да, они всегда были очень разнообразны. У меня есть друзья и в Европе, и в Америке, и в Китае. Но мои контакты с немецкими и американскими организациями не означают, что я на них работаю или даже на них ориентируюсь. Это значит только, что мы исследуем их - так же, как они исследуют нас. И на форумах, которые я провожу в Алтайском крае, мы говорим не об их проблемах, а о наших. Так что заявляю официально, все разговоры о моей якобы заинтересованности, материальной или карьерной, с западными фондами - это клевета, распространяемая политическими противниками с целью моей дискредитации.

О поисках новой работы

- Насколько легко или сложно вам пришлось в поисках новой работы - с реноме неугодного власти оппозиционера?

- Одна очень известная в России общественная организация хотела взять меня в сопредседатели, но побоялась. Один из трех главных вузов страны хотел бы видеть меня профессором, но пока опасается, и вопрос откладывается. С другой стороны, я подписал договор с радиостанцией "Эхо Москвы", где веду совместно с Виталием Дымарским еженедельную программу "Дым Отечества". И я рад, что у меня есть возможность анализировать историю и современную ситуацию. Для меня огромная честь быть приглашенным к сотрудничеству "Новой газетой". С ней я тоже подписал договор. Я надеюсь, что все-таки решится вопрос с университетом, потому что мне бы очень хотелось читать курс, возможно, по российско-европейским отношениям - теме, которой я много лет занимаюсь.

Некоторые анонимные злопыхатели пишут: "А чего это Рыжков не едет в свой Барнаул?" Хочу официально заявить - с удовольствием! Предложите работу, соответствующую моим знаниям, опыту, квалификации и навыкам.

О выборах в Алтайском крае

- Как гражданин края не могли бы прокомментировать итоги выборов в нашем регионе?

- Я считаю, что Алтайский край сохраняет свою особенность - в хорошем смысле. Мне кажется, в крае более зрелое гражданское общество, чем есть в среднем по России. Это объясняется, во-первых, исторически, потому что у нас несколько раз менялась власть, а значит, было больше плюрализма и политического разнообразия. Второе объяснение в том, что у нас большая территория: много районов, городов, большая доля сельского населения. То есть структура населения не такая однообразная, как, например, в Новосибирской области, где доминирует один большой город. Третья причина - у нас несырьевой регион. У нас нет одной или двух компаний - сырьевых гигантов, как, скажем, в Астраханской области, вокруг которых вертится вся жизнь. В крае более активно развивается малый и средний бизнес, а это создает более свободную среду. Я уверен, что стратегически регион от этого только выиграет.

Кроме того, наш регион пока не преодолел экономический кризис. Остается сложной экономическая ситуация в Рубцовске и Бийске. Барнаул не так благополучен, как кажется. Доходы очень низкие. Все эти обстоятельства и определили более низкий результат за партию власти, чем вышел в среднем по России. Этого не нужно пугаться. И губернатору края, мне кажется, надо в Москве объяснить, что это не вопрос его недоработок, такова объективная ситуация. Нормальной бы власти нужно делать не оргвыводы, а выводы по существу: о помощи промышленности, сельскому хозяйству, о создании инфраструктуры.

О предпринимателях в политике

- Не раз отмечалось, что в число самых "вялых" избирателей входят предприниматели. Могла бы, на ваш взгляд, измениться политическая ситуация, если бы более активную позицию занимали представители бизнеса?

- Я считаю, что бизнес не должен быть политизированным. Нигде в мире предприниматели не составляют основу политических движений и партий. Это было бы ненормально. Все-таки задача бизнеса - создавать рабочие места, новые продукты и услуги. Это не значит, что предприниматель должен быть животным с экономическими инстинктами. Он остается гражданином. Как правило, предприниматели - люди с хорошим образованием, широким кругозором, активной гражданской позицией. Но звать их на баррикады не надо, не нужно поджигать предпринимательское сословие, чтобы оно рвалось в бой. Бизнесмены отвечают за сотни, иногда тысячи семей своих сотрудников. Для них самый правильный путь - объединяться.

В Алтайском крае достаточно сильные союзы предпринимателей и промышленников, есть отделения ТПП, РСПП, "Деловой России", "ОПОРы России". Но мне кажется, что эти организации надо активизировать. В последние два-три года, на мой взгляд, есть некий застой в работе этих бизнес-объединений. А ведь через них можно решать очень многие вопросы.

Что касается бизнеса и политики, то предприниматели в нашей стране сейчас испытывают большое беспокойство, потому что растет госрегулирование, коррупция, ухудшается положение с правами собственности, все хуже работает судебная система. Поэтому и нужно использовать своих представителей в парламентах: городском, краевом - и через эти легальные механизмы максимально защищать свои права.

Что писали центральные издания:

...о завтраке с Кондолизой Райс

"Господин Рыжков, по его словам, рассказал о том, что "Россия стала тоталитарным государством". "У нас нет свободы слова, нет свободы выборов, появились политзаключенные. На примере Республиканской партии я рассказал, как в России уничтожают оппозицию",- заявил господин Рыжков". ("Коммерсантъ" от 19 марта 2008 года).

...о конференции "Что будет с Россией?"

"Владимир Рыжков рассказывал о том, что российский средний класс, на который демократы всегда возлагали большие надежды, совершенно не волнуют либеральные ценности, и он абсолютно лоялен властям. ":"

Владимир Рыжков поддержал товарища (Бориса Немцова. - Прим. "ВД"), вспомнив историю о том, как одна из белорусских чиновниц не смогла сделать покупки в шикарном магазине Нью-Йорка, потому что ее счета были заблокированы, - "и в тот же день 10 белорусских политзаключенных вышли на свободу". Развивая эту мысль, господин Рыжков вдруг отметил, что все проблемы США были связаны с тоталитарными государствами: Советским Союзом, саддамовским Ираком, Северной Кореей, Ираном. "Зачем же вам быть такими глупыми? Почему вы не предотвратите превращения России в тоталитарное государство, чтобы она не создавала вам проблем?" - спрашивал господин Рыжков. ("Коммерсантъ" от 12 марта 2008 года)

* * *

"Арон и Макфол с удовлетворением и улыбками выслушали излияния "оппозиционеров", но были несколько ошарашены, когда Немцов и Рыжков принялись давать советы им самим. В частности, Борис Немцов призвал больше не давать въездные визы в США представителям российских властей, а Рыжков вообще посоветовал раз и навсегда решить проблемы с Россией. "Зачем же вам быть такими глупыми? Почему вы не предотвратите превращения России в тоталитарное государство, чтобы она не создавала вам проблем?", - заявил он". (Электорат.инфо, новость от 12 марта)

Елена МАСЛОВА
lenaf@altapress.ru

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость