Политика

Не делить власть, а дело делать: эксперт рассказал о том, с какими вызовами справляются муниципалитеты

В 2016 году ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края" исполнится 10 лет. Юбилей пройдет в непростое время для городов, районов и поселений края: продолжится адаптация к запущенной в стране реформе, придется максимально экономить средства и решать острейшую кадровую проблему. О том, чем сегодня живут муниципалитеты и как они намерены решать задачи в будущем, altapress.ru рассказала Светлана Агаркова, руководитель ассоциации и глава администрации Алейского района.

Светлана Агаркова.
Светлана Агаркова.
Олег Богданов

Нужно грамотно распределять

— Светлана Яковлевна, подходит к концу год, в котором началась очередная реформа местного самоуправления, в результате чего с поселкового уровня на районный перешли десятки полномочий. Как вы оцениваете результат работы муниципалитетов в 2015 году?

— Однозначного ответа на ваш вопрос нет и быть не может. Рамочный региональный закон о перераспределении полномочий в крае принят не был. А поэтому в каждом муниципальном образовании подошли к этому вопросу по-разному. Есть районы, где сельским поселениям ничего не передали, есть, где переданы два-три полномочия, а есть, где делегировали до 19 полномочий.

Вопросы местного значения — очень важные, они затрагивают интересы каждого гражданина. Муниципалитеты столкнулись с необходимостью найти варианты наиболее эффективного исполнения своих функций. Любая модель, принятая в районе, должна отвечать одному принципу — полномочий должно быть ровно столько, сколько сельское поселение может эффективно исполнять. Конечно, соглашения по передаче полномочий заключаются с указанием сумм бюджетных трансфертов для их выполнения. От того, насколько грамотно это сделано, зависит качество жизни сел. Денег много не бывает. И больше их не стало, но и меньше тоже не стало. Этот год мы прожили, находя механизмы, делая выводы.

— Сегодня вы уже можете резюмировать, какая система взаимодействия районов и поселений выглядит наиболее грамотной?

Утвержден бюджет Алтайского края на 2016 год: расходы на ключевые соцотрасли сократятся

— Исходить нужно из следующего. Есть доходная и расходная части районного бюджета. После формирования доходной части мы должны определить приоритеты — что сделать в районе важнее. Распределяем. И тогда наступает следующий шаг — найти методику, как раздать средства, чтобы никого не обидеть, чтобы была выдержана бюджетная обеспеченность на одного жителя, чтобы функционировали объекты жизнеобеспечения.

В разных поселениях инфраструктура развита по-разному. В частности, в нашем районе, мы в прошлом году распределили средства на водо-, тепло-, газо- в зависимости от численности жителей. Но мы не учли, что в ряде сел есть объекты, которые требуют капитального ремонта. Поэтому при формировании бюджета на 2016 год мы уже поступили иначе: встретились с главами, обсудили все проблемы. В результате мы распределили часть средств в качестве межбюджетных трансфертов, как прежде, а часть оставили в районе и предусмотрели их на проведение капитального ремонта коммунальных объектов.

Нужна прочная финансовая основа

— Было ли правильным, на ваш взгляд, концептуальное решение федеральных законодателей — переложить большую часть полномочий на районы?

— Сложно сказать. Все на самом деле зависит от конкретного полномочия. Определили, например, что все функции на организацию ритуальных услуг, возлагаются на районы. Но всегда в деревнях этим занимались сельсоветы. Аналогичная ситуация с регистрацией актов гражданского состояния. Сейчас это делается на уровне района. Но так можно дойти и до того, что в самом селе не будут знать, кто родился, кто умер. Также очевидно, что дорожной деятельностью должны заниматься сельсоветы. А есть полномочия — такие, как водо-, теплоснабжение, – которые сейчас поселениям исполнять крайне трудно, потому что они очень емкие. Де-факто этими вопросами занимаемся мы. Де-юре пока район не может принять коммунальные объекты у сельсоветов, поскольку нет технических паспортов, не оформлена земля. Поэтому я поставила задачу на 2016 год — оформить всю документацию, чтобы мы могли работать уже в правовом поле.

На ситуацию нужно смотреть комплексно. За поселениями закреплены 13 полномочий, а распределение остальных нужно анализировать, причем индивидуально — в отношении каждого района и села. Специфика у всех разная. И села разные: в одних население — 10 тыс., в других — 1 тыс., а в третьих — 400 человек. Нужно все тщательно взвешивать, само собой — советоваться с главами. И там, где понимание между главами найдено, полномочия исполняются легко. Не нужно делить власть. Да у нас и времени нет на это. Нужно просто дело делать.  

— Насколько финансово подкреплены сегодня полномочия сел и районов?

Кого похвалил и поругал губернатор Алтайского края на встрече с муниципалами

— Президент не раз говорил, что нам нужны самостоятельные муниципалитеты. Стать таковыми они могут, имея под собой прочную финансовую основу. Но вслед за сокращением числа полномочий местного значения была сокращена и их доходная база. Так, вместо 50% единого сельхозналога у поселений осталось 30%, вместо 10% НДФЛ осталось всего 2%, и зачисляются они в бюджет того муниципалитета, в котором человек работает, а не живет. Поселениям остались трудно собираемые налоги — земельный и на имущество физлиц. Наша ассоциация в этим вопросом обратилась в Общероссийский конгресс муниципальных образований. Мы указали, что при принятии федеральных законов, дополняющих перечень вопросов местного значения, нарушаются нормы ст. 83 Бюджетного кодекса РФ. Ею установлено, что при возложении на органы местного самоуправления новых расходных обязательств или дополнения уже имеющихся одновременно должны определяться источники и порядок их финансирования. Необходимо добиться того, чтобы Госдума не принимала к рассмотрению проекты, которые не отвечают Бюджетному кодексу.

Конечно, нередко муниципалитеты обязывают делать то, на что у них в бюджетах нет денег. Поэтому мы также предложили рассмотреть вопрос о внесении в ст. 72 закона №131 положения о том, что органы местного самоуправления несут ответственность за надлежащее исполнение полномочий только в пределах утвержденного бюджета.

— Каковы шансы, что ваши предложения будут учтены?

— Не только наша ассоциация внесла такие предложения. Сегодня Всероссийский конгресс возглавляет Виктор Кидяев, депутат Госдумы, председатель комитета по федеративному устройству и местному самоуправлению. Так что шансы есть. А если будем молчать, то ничего не изменится. Если наши предложения будут приняты, тогда не надо будет ни с кем договариваться, прокурор не будет в наш адрес направлять бесконечные протесты и представления, а с МЧС и другими структурами будем просто взаимодействовать.

Светлана Агаркова.
Олег Богданов

Вынуждены считать

— Перед муниципалитетами стоит задача по экономии бюджетных средств, в том числе путем оптимизации соцучреждений. Как сейчас идет этот процесс?

— Скажу так — к решению этой задачи нужно подходить разумно. Сегодня сама жизнь подсказывает, что нужно оптимизировать. Приведу пример. У нас из одной деревни на автобусе ПАЗ доставляются один-два ученика. Представьте, какие мы несем расходы. В двух селах администрации переехали в здания школ. Что остается делать, если здания сельсоветов требуют капитального ремонта, а денег на это нет? Тем более сегодня штатная численность в сельсоветах сократилась, осталось два сотрудника. Для кого эти апартаменты? В поселке Александровский есть трехэтажная школа. Учится в ней 15 детей. Конечно, мы завели в это здание другие учреждения: и ФАП, и клуб. Мы обсчитываем каждое учреждение. Рассчитываем, например, во сколько обходится каждый ученик: в среднем по району — 67 тыс. на ребенка в год, но есть "золотые" дети — по 107 тыс. Мы вынуждены считать. Но что мне приятно — у нас не закрылся ни один ФАП, ни одна амбулатория. Хотя, бывает, мы не можем найти заведующего ФАПом.

— В целом насколько остро сегодня стоит вопрос кадрового дефицита?

— Кадры по-прежнему решают все. Не все задачи местного уровня нам удается решать. И часто – по той причине, что квалификация людей, которые пришли к управлению, не позволяет этого. Все они профессионалы в своей области. Но быть главой поселения это значит совмещать функции юриста, педагога, финансиста, экономиста, уметь прогнозировать и анализировать, выступать перед населением, вовлекать людей в проекты. Таких управленцев найти очень сложно. Отмечу, что зарплата сотрудников районного звена индексировалась в последний раз в октябре 2013 года.

Экс-начальник ГУСХ Алтайского края рассказал о том, какая реформа нужна ЖКХ

Меня также волнует проблема с обеспечением педкадрами, особенно в сельских школах. Конечно, для улучшения ситуации в крае уже много сделано. Но все-таки два-три молодых специалиста на такой район, как наш, это мизер. Однако что бы я хотела отметить – в последнее время появилась заинтересованность в решении этого вопроса и власти, и родителей, и учебных заведений. Последнее подтверждение – встреча со студентами, проходящими практику в Алейске и районе. Она была организована по инициативе ректора Алтайского педуниверситета Ирины Рудольфовны Лазаренко.

В здравоохранении у нас хорошо сработала программа "Земский доктор". С ее помощью врачами мы сельскую медицину укомплектовали. Но ФАПы с каждым годом обеспечивать кадрами все труднее. Решение этой проблемы вижу в принятии программы районного уровня по поддержке медработников. Она у нас уже утверждена: будем выплачивать подъемные, помогать с жильем.

Но особого внимания требуют специалисты для сельхозпроизводства. У нас аграрный район. В первую очередь нужны грамотные, образованные механизаторы, водители, животноводы. Современный трактор стоит десяток миллионов, садить управлять им простого Ивана – риск. Агробизнес должны вести адаптированные к современным условиям агрономы, зоотехники, инженеры. Мы за счет средств районного бюджета обучающимся по специальности "тракторист-машинист" выплачиваем ежемесячную стипендию, чтобы после учебы они задержались у нас. Но кадровый голод ощущается практически во всех сельхозпредприятиях.

Светлана Агаркова.
Олег Богданов

Астрономических долгов могло и не быть

— Одна из острейших проблем сегодня — задолженность муниципалитетов перед поставщиками ресурсов. При каких условиях, на ваш взгляд, она может быть решена?

— Частично проблема задолженности за уголь уже решена. Так, в Алейском районе долгов по углю нет. Как мы ее решили? В краевом бюджете на 2015 год и теперь уже на 2016 год были определены бюджетные субсидии на обеспечение расчетов за уголь, потребляемый учреждениями бюджетной сферы: 540 млн. рублей в год. Моя задача состояла в том, чтобы после поступления средств оперативно перечислить их поставщику. Я уверена, если бы такие решения были приняты лет пять назад, астрономических долгов у муниципалитетов не было бы.

Острота проблемы по расчетами за уголь, газ, электроэнергию может быть снята при выполнении нескольких условий. Это, в частности, установление экономически обоснованных тарифов для предприятий ЖКХ. Здесь у нас серьезные проблемы. В вопросе тарифного регулирования необходимо соблюсти баланс интересов населения, потребляющих услуги, и жизнеспособность предприятий, их поставляющих. Еще одним условием я вижу модернизацию оборудования, замену его на энергосберегающее. Мы заменили только насосы, а котельные в пять раз уменьшили потребление электроэнергии. Экономия должна быть не на словах, а на деле. Мы доводим лимиты до всех потребителей, до каждой организации, подекадно анализируем их расходы. И конечно, надо привлекать в ЖКХ бизнес. Но это очень сложно сделать на районном и тем более сельском уровне. Накопленные долги за предыдущие годы, конечно, нужно платить. Но первостепенно важно их не увеличивать. 

— Какие резервы для экономического развития на местах вы видите?

— Очень важно привлекать инвесторов. И сегодня в крае создана вся база для их поддержки. Принят краевой закон об инвестиционной деятельности. В каждом муниципалитете определен инвестиционный уполномоченный, введен стандарт деятельности по обеспечению благоприятного климата, создан инвестиционный портал и т. д. На мой взгляд, важно определить в каждом муниципальном образовании точки роста. Если нужно – подготовить инфраструктуру площадок. Но готовых рецептов в этом вопросе быть не может. Каждый муниципалитет имеет свои, порой уникальные, возможности для развития. Особую роль я вижу в поддержке малого и среднего бизнеса, в развитии ЛПХ, грантовой поддержке семейных ферм, животноводческих хозяйств. Это работа трудная, но необходимая.

Светлана Агаркова.
Олег Богданов

Специальный вопрос

— Как вы относитесь к идее создания альтернативного Совета муниципальных образований и к критике работы действующей ассоциации?

— Это очень интересный вопрос. К идее создания альтернативного совета я отношусь с большой иронией. Результативность работы любого совета, его весомость, значимость зависят от тех, кто в него входит. Если ты активный, что-то предлагаешь, воспринимаешь другой опыт и иное мнение, если ты видишь совет как площадку для обсуждения проблем, для выработки единого решения, для обобщения опыта, тогда ты нужен и востребован, тогда ты двигаешь работу совета. Кроме того, любой совет содержится на взносы. Человек, предлагающий альтернативу, к слову, не платил их уже три года.

Барнаульские депутаты экстренно попросили увеличить максимально возможный рост платы за коммуналку в три раза

К критике я отношусь спокойно, если она конструктивная и объективная. Но у инициаторов альтернативного объединения появилось желание перед словом "позиция" поставить буквы "оп". Но разве это наша задача? Кто же нас умными назовет, если мы на краевом уровне начнем отношения выяснять? Мы должны быть одной командой — нам не жить друг без друга. А критические моменты и на общих площадках обсуждать никто не запрещает. Да, мы не должны превращаться в отдел краевого департамента внутренней политики. Но что ж нам теперь, с ружьем идти, защищая интересы муниципалитетов? Людям от этого только хуже будет. У нас могут расходиться точки зрения как внутри ассоциации, так и с краевой властью. Так ведь задача совета в том и состоит, чтобы находить компромиссы, предлагать, обсуждать, представлять интересы муниципалитетов.

Светлана Агаркова.
Олег Богданов

О чем еще рассказала собеседница

О задачах ассоциации на 2016 год

— Принято решение о структурном вливании нашей ассоциации во Всероссийский конгресс, и мы сегодня начинаем работу над основополагающими документами объединения, в первую очередь устава. Мы предполагаем, что в совете появятся структурные подразделения: комитеты, палаты. Мы заложим норму, что совет — некоммерческая организация, чтобы у нас была возможность участвовать в грантовой работе. Мы предполагаем собрать муниципальных юристов, организовать форум лучших муниципальных практик.

О "сером" бизнесе

— В деревнях такой бизнес есть. Но процесс их вывода из тени не очень прост. Иногда этому мешают просто крепкие деревенские устои. Случается, что люди работают за зерноотходы хозяйства. Мы ставили специальные ящики, куда люди могли сбрасывать соответствующую информацию о теневой занятости. Несколько случаев незаключения договоров с работниками мы таким образом выявили. В последние месяцы также были приняты законы с целью сокращения нелегальной занятости: сократили стоимость патентов, ввели нулевую ставку для начинающих предпринимателей. То, как сработают эти новшества, во многом будет зависеть от нашей работы: как мы на местах проведем разъяснительную работу. Ведь многие ушли в тень именно из-за возросшей нагрузки. Сегодня нужно буквально каждого извещать. Мы будем это делать в ближайшее время.

Досье

Светлана Агаркова.
Светлана Агаркова.
Олег Богданов
Светлана Яковлевна Агаркова родилась в 1958 году в с. Малиновка Алейского района. В 1981 году окончила Алтайский сельхозинститут по специальности "экономист-организатор сельскохозяйственного производства". По окончании приехала в Алейск. Работала старшей пионервожатой, методистом по спорту, главным экономистом колхоза, секретарем партбюро колхоза, инструктором отдела пропаганды и агитации, председателем контрольной комиссии ГК КПСС, начальником отдела по управлению муниципальным имуществом. В 2004 и 2008 годах всенародно избиралась на должность главы Алейского района. В апреле 2012 года депутаты Алейского района назначили ее главой администрации. С 2010 года Агаркова возглавляет ассоциацию "Совет муниципальных образований Алтайского края".

Цифра

В состав Совета муниципальных образований Алтайского края входят 732 муниципалитета.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость