16 апреля Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект о реформировании сети бюджетных организаций России. В случае его приятия 25 тысяч федеральных и более 300 тысяч региональных и муниципальных организаций ждет принципиально новая схема финансирования. Школы, больницы, вузы, библиотеки, НИИ и т.д. будут получать средства из бюджета только за выполнение конкретных госзаданий и на содержание имущества; недостающие суммы им предстоит зарабатывать самостоятельно. Эту масштабную реформу пока не очень громко обсуждают, хотя число ее противников множится с каждым днем – они утверждают, что социальную сферу ждет "полная коммерциализация", что государство сбрасывает с себя ответственность за "социалку" и обрекает ее на нищету.
Своим мнением о реформировании бюджетной сферы с читателями altapress.ru делится Наталья Зубаревич, директор региональных программ Института социальной политики.
_______________________________________________________________________________________________
Реформирование системы финансирования бюджетных учреждений - правильная и давно назревшая идея. Другое дело, что ее опять хотят внедрять сразу и повсеместно, а делать это ни в коем случае нельзя.
Предполагается, что автономные некоммерческие учреждения будут получать госзаказ, и в рамках этого заказа им будет оплачиваться часть услуг. Сверх того, они будут иметь право оказывать и дополнительные услуги и на них зарабатывать. Те же, кто остается на казенной смете, финансируются полностью, но зарабатывать не смогут. Автономные организации будут гораздо более самостоятельными, но вполне возможно, что объем госзаказа для них сожмется.
То есть, помимо того, что этот закон заставит бюджетные учреждения "крутиться", и это правильно, здесь есть и очевидное стремление государства сэкономить. Но в 2009 году регионам накидали столько денег, и они настолько неэффективно были потрачены, что когда-то же эту советскую систему пора было менять! Однако, нельзя ее менять, ломая об колено. Надо делать это осторожно и аккуратно, минимизируя издержки. Чтобы говорить о выживаемости той или иной организации надо, прежде всего, знать размер госзаказа. Кто сейчас может определить, каким он должен быть?
Поэтому нужен не просто очень продуманный и грамотный закон – нужна его пошаговая реализация. Первый шаг – общественное обсуждение внятно прописанного закона. Затем - пилотное воплощение, в котором отслеживается, каким должен быть размер госзаказа, чтобы это не привело к катастрофическим последствиям – это второй шаг, и шаг номер три – "отрихтовка" технологий, когда уже понятно, где "ушиблись", и что исправлять.
Поскольку я живу в России, и знаю, как в стиле бюрократических кампаний отстраиваются все эти решения - я на сто процентов уверена, что издержки будут большими. Ни один из российских законов не работает без тяжелых издержек. У нас очень низкое качество законодательного процесса, и не получается в одном законе учесть специфику разных регионов.
Когда нововведения насаждаются силовым методом, как картошка при Екатерине – проблем не избежать. Потом мы ее будем есть и любить, потому что с точки зрения экономики - это правильное решение. Но реализовывать его таким образом, как сейчас предлагается, сразу и по всей стране – очень рискованно. Это будет похоже на монетизацию льгот.
Самое важное - в нашем Telegram-канале