"Подписание протоколов говорит о том, что краевое отделение партии согласно с итогами выборов в целом по краю, – говорит координатор регионального отделения ЛДПР, депутат АКЗС Андрей Щукин, – иначе не надо было ничего подписывать".
"Протокол подписывала не партия, а ее представитель", – подчеркивает секретарь бюро политсовета регионального отделения "СР" Владислав Вакаев. По его словам, позиция партии и ее представителя в крайизбиркоме не совпадают.
Представители всех трех партий солидарны в том, что подписание итоговых протоколов ни юридически, ни политически не исключает возможности требовать отмены итогов выборов по конкретным избирательным участкам или одномандатным округам – но только в том случае, если нарушения будут доказаны в судебном порядке.
"Если нам удастся доказать факты нарушений, то можно идти и опротестовывать итоги в суде, – говорит г-н Вакаев. – Сейчас мы завершаем сбор данных". По его словам, справедливороссы намерены оспаривать итоги выборов по двум или трем округам. Лидер алтайских эсэров Александр Терентьев также уверен, что без веских документальных доказательств фальсификаций, которые можно будет представить в суде, претензии к достоверности итогов выборов будут выглядеть голословными, и на этом фоне подписание протокола представителем "СР" было, по его мнению, закономерным.
Член избиркома с правом решающего голоса от КПРФ Андрей Кривов (на время избирательной кампании его замещал Дмитрий Проскурин, он и подписывал протокол) считает, что хотя Проскурин и не связан жестко позицией партии, ему следовало не ограничиваться подписанием протокола, а выразить особое мнение, которое вместе с протоколом было бы отправлено в вышестоящую комиссию. Первый секретарь Алтайского крайкома КПРФ Михаил Заполев также не считает, что Проскурин выразил мнение партии. "Он, судя по всему, не сориентировался. Партия сделала ему внушение, что так делать нельзя, надо было хотя бы выразить особое мнение".
Михаил Заполев сообщил, что до 23 декабря коммунисты также будут собирать информацию о нарушениях и фальсификациях на выборах 4 декабря, их документальные подтверждения, после чего нужно будет сделать вывод, по каким избирательным участкам есть основания для пересмотра итогов. До этого говорить о несогласии с итогами преждевременно, считает Заполев.
Людмила Михайлова,
член крайизбиркома от ЛДПР:
Мы просто не могли не подписать итоговый протокол. Мы должны были это сделать вне зависимости от позиции партии. Можно было, конечно, изложить свое особое мнение, но только в том случае, если бы мы обнаружили несоответствие в цифрах протоколов.
Ирина Акимова,
председатель крайизбиркома:
Подписание протокола означает согласие с результатами выборов, отсутствие замечаний со стороны членов комиссий. Но вместе с тем у участников выборов есть право оспаривания результатов в том случае, если будут в судебном порядке доказаны нарушения, которые исказили волеизъявление избирателей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале