Сергей Королев: "Порядок сумм определяется соглашением"
По словам начальника департамента внутренней политики администрации края, ему поступали сведения о недовольстве поселений.
— Какое число районов края сохранили на своем уровне весь перечень полномочий, предусмотренных обновленным законодательством, а какое число передали их часть обратно поселениям?
— По имеющимся данным, в двух районах края, Калманском и Чарышском, полномочия по решению вопросов местного значения на территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления районов. В некоторых районах соглашения о передаче полномочий заключены не со всеми поселениями. В Хабарском районе на уровень поселений передано решение всех вопросов местного значения. В 45 районах поселениям переданы от одного до 10 вопросов местного значения, в остальных — свыше 10 вопросов.
— Главы ряда сельсоветов говорят, что полномочия, передаваемые им районом, финансово недостаточно обеспечены, а порой объемы выделяемых средств ниже тех, что прежде выделялись самими поселениями. Каковы механизмы определения сумм?
— Порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых на осуществление передаваемых полномочий, устанавливается заключаемым соглашением. Поэтому вопросы финансового обеспечения решаются при заключении соглашений. В департамент поступали сведения о недостаточном выделении средств на реализацию полномочий, в том числе от поселений — административных центров районов. Как правило, до 1 января 2015 года эти поселения были самодостаточными в финансовом отношении и могли самостоятельно определять объем средств на решение того или иного вопроса. Теперь такой возможности у них нет, что, безусловно, им не нравится.
— Сегодня происходит процесс централизации бухгалтерии поселений на районном уровне. Чем данная форма эффективнее существовавшей прежде?
— Основными предпосылками создания централизованных бухгалтерий на районном уровне являются необходимость сокращения неэффективных бюджетных затрат и острая нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров в поселениях. Плюсы их создания: ведение бухгалтерского учета квалифицированными специалистами, имеющими возможность оперативно реагировать на изменения законодательства, оснащение рабочего места более современной компьютерной техникой, программным обеспечением, снижение затрат на содержание рабочего места в каждом поселении. В настоящее время процесс создания централизованных бухгалтерий не завершен, к 1 мая 2015 года они будут созданы более чем в 80% районов края.
— Во многих поселениях края еще не разработана градостроительная документация. С 2015 года — это полномочие районов. Будут ли приниматься какие-либо меры для их стимулирования к утверждению документов?
— Сегодня разработка и утверждение градостроительной документации сдерживаются по причине дефицита финансовых средств местных бюджетов. Из 653 сельских поселений в 331 приняты решения об отсутствии необходимости подготовки таких документов. Из оставшихся 322 поселений генеральные планы утверждены в 89, утверждение еще 18 проектов планируется в ближайшее время, 102 проекта проходят согласование, 82 находятся в стадии разработки. В 31 сельском поселении разработка названных проектов пока не начата. Правила землепользования и застройки утверждены в 86 сельских поселениях, разрабатываются 250 проектов, требуется разработка в 317 сельских поселениях.
Федеральным законом № 456-ФЗ внесены поправки в Градостроительный кодекс, допускающие возможность выдачи до 1 июля 2016 года разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки. Учитывая, что срок подготовки таких документов составляет в среднем 5–8 месяцев, муниципальным образованиям рекомендовано активизировать и завершить эту работу.
Стелла Штань: "Главы должны вести конструктивный разговор"
Зампред комитета АКЗС по местному самоуправлению считает, что процесс передачи полномочий поселениям должен быть единообразным.
— Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает новая система организации местного самоуправления?
— Я недавно вернулась с парламентских слушаний, где как раз обсуждалась практика реализации изменений. В числе прочих выступали представители и Минюста, и Минфина. Они все-таки приходят к выводу, что слишком погорячились сократить втрое полномочия поселений. Ведь абсолютное большинство районов четыре базовых полномочия вернули обратно: обеспечение услугами ЖКХ, содержание дорог и кладбищ, вывоз мусора. Многие субъекты приняли законы о наделении поселений дополнительными полномочиями, они устанавливают единые правила. Мы пока такой закон не приняли, анализируем работу соглашений между районами и поселениями.
— Существует ли типовой образец соглашения?
— Разработано положение о порядке заключения соглашений. Мы видим, что на практике их содержание варьируется, и у прокуратуры по ряду документов возникают вопросы. На прошлой неделе на совещании в Рубцовском управленческом округе было высказано предложение разработать типовое соглашение. 22 апреля мы планируем провести совещание с прокуратурой в части реализации закона. Думаю, по итогам обсуждения мы с администрацией края подготовим типовое соглашение.
— Главы сельсоветов указывают на то, что вместе с полномочиями на уровень районов перешла и часть их доходов, а долговые обязательства остались на местах.
— Они должны были обговаривать эти вопросы при подписании соглашений. Особенно это касается земельных платежей. Конечно, так резко, наверно, нельзя было их забирать, остались и кредиторская, и дебиторская задолженности. Но я думаю, что в таких случаях главы администраций района и поселения должны садиться и совместно эти вопросы проговаривать. Например, глава района может предложить главе поселения, что в случае если будет ликвидирована дебиторская задолженность по земельным платежам, то поселение получит 50% от суммы этого долга. Это конструктивный разговор.
— К вам обращались главы сельсоветов по поводу сокращения служащих?
— Да. Но в 453-м распоряжении, которое установило нормативы, есть сноска, в которой говорится, что данные нормативы определены "без учета штатной численности работников, осуществляющих переданные полномочия".
— То есть если поселению часть полномочий возвращают, то это позволяет администрации нанимать дополнительно сотрудников?
— Безусловно.
Сергей Ряховский: "Полномочия забрали, деньги тоже, а долги оставили"
Глава Коробейниковского сельсовета Усть-Пристанского района говорит, что в изменившихся условиях работать стало значительно сложнее.
— Какие первые результаты новой муниципальной реформы вы бы назвали?
— Мы ездили на зональные совещания по этому вопросу уже и в Алейск, и в Рубцовск. Приезжали представители краевой администрации, говорили, что положение очень тяжелое. Что я могу сказать? Как может глава сельсовета работать, если три месяца назад штат был пять человек, а сейчас два? Если увольняют финансиста, землеустроителя, а шофер работает на полставки? Бухгалтерия централизована — теперь бухгалтер не под боком, а неизвестно где. О какой работе может идти речь?
Вышедший 136-й закон говорит, что многие прежние полномочия поселений передаются на районный уровень, чтобы облегчить нам жизнь. Все делается благими намерениями. Не было у сельсоветов возможности заниматься обеспечением водой, теплом, содержанием дорог. Предложили — давайте отдадим все в район. Но ведь просто так не отдашь, нужно обеспечить деньгами. И что забрали? То, что приносит много, — арендные платежи за землю. Полномочия забрали, деньги тоже. А долги оставили нам. У нас нет возможности их гасить, потому что значительно сократились доходы.
Сейчас, например, у нас идет бурный процесс передачи водопользования. Район принимает только с пакетом документов: должен быть проведен химанализ воды, определена зона санитарной охраны скважин и т. д. Оформление всего набора стоит 120 тыс. рублей. У нас 13 поселков, ни в одном пакета документов нет. Средств — тоже, в бюджете они не были заложены. И вот мы воюем уже три месяца.
— В ряде поселений после перераспределения доходов бюджеты сократились почти вдвое. Насколько у вас уменьшились доходы?
— Наш бюджет составлял 2 млн рублей. Из них 600 тыс. "ушли" в район. Но это те деньги, которые мы собирали практически полностью, аренда — один из наиболее гарантированных источников дохода.
— Вернул ли вам район часть полномочий по соглашениям?
— Да. Например, содержание дорог. Нас спросили, согласны ли мы за 10 тыс. рублей в месяц заниматься дорогами: чистить, грейдировать и т. д. Конечно! Мы согласны на любую работу, потому что люди смотрят на нас и спрашивают, почему мы ничего не делаем. Я им всегда отвечаю: "А почему вы в магазин не идете?" Они говорят: "Денег нет". Так вот и у меня такая же история. У меня большой магазин и пустой карман. Мы, конечно, выкрутимся, но развития не будет.
— Развитие сегодня невозможно без наличия градостроительной документации: ни распоряжаться землей, ни строить нельзя. У вас она подготовлена?
— Это еще одна проблема. Мы заключили договор с разработчиком. Цена вопроса — 70 тыс. рублей. Мы заплатили первоначальный взнос — 10%. Документы нам разработали. Но 63 тыс. мы по-прежнему должны. А денег нет — мы же, заказывая документы, рассчитывали на тот карман, который у нас был в 2014 году. Сейчас полномочия по градостроительной деятельности переданы на уровень района, но договор-то заключал сельсовет, поэтому и этот долг остался за нами.
— Сократилось ли у вас число служащих?
— При нашей численности населения у нас должны работать два муниципальных служащих. Раньше было четыре.
— Вы говорите, что власти края проводили межрайонные совещания. Как вам предлагают работать?
— Предлагают затянуть пояса потуже. И собирать лучше налоги. Выискивать нелегальных предпринимателей, оформлять их официально — таксистам "шашечки" ставить. Видимо, чтобы они совсем перестали людей возить. Я считаю, что этим людям помогать надо, — не просто заставлять налоги платить, а создавать такие условия, при которых официальное трудоустройство станет выгодным.
Галина Колесникова: "Сельсоветы могут перестать быть “подушкой”"
Депутат Баюноключевского сельсовета Первомайского района уверена, что уменьшение влияния сельсоветов может "аукнуться" самой же власти.
— Какие первые итоги реформы вы можете обозначить?
— Некоторые проблемы начнут всплывать вместе со стаявшим снегом. Я имею в виду уборку мусора. Теперь это не наше полномочие. У нас велось много разговоров о платном вывозе мусора. Но процентов 10 населения не будет платить, а станет вывозить мусор за околицу. Раньше, бывало, сельсовет выделял машину на улицу, жители которой сгружали мусор в нее и вывозили. Сейчас так не сделаешь. А самоорганизоваться будет сложно, тем более совместно с дачниками.
Возникают вопросы по градостроительной деятельности. Например, решил человек построить дом. Ему нужно получить все согласования. Раньше последнюю подпись на документах ставил глава сельсовета. Он нес ответственность за то, что нет противопоказаний для строительства. Теперь оценка будет производиться на отдаленном расстоянии. Будет ли выезжать на место застройки архитектор или нет, не ясно.
— Как вы оцениваете, достаточно ли финансово обеспечены полномочия, передаваемые вашему поселению районом?
— На расчистку дорог нам выделили 835 тыс. рублей. Это нормальная сумма. Мы примерно столько и тратили. А вот на содержание кладбищ нам дали 2,3 тыс. рублей. Но мы последние два-три года тратили на этот вопрос более 100 тыс. рублей. Тем самым, я считаю, район создает прецедент, что вот это полномочие столько стоит. Потом это может стать основанием, чтобы не увеличивать расходы по данному вопросу.
— Ваш сельсовет коснулось сокращение муниципальных служащих?
— Да, осталось два человека. Вы знаете, последние изменения в законодательстве, на мой взгляд, стали последней точкой в долгом процессе. У сельсоветов постепенно забирали полномочия в области здравоохранения, образования, ЗАГСа. Последнее вообще абсурдно — глава сельсовета может не знать, кто в селе родился, женился, а кто умер. Такое ощущение, что идет ликвидация самого института сельсоветов. А ведь сельсоветы — это самая близкая к народу ступень власти. А народ у нас разный: волнующийся, спокойный, трудящийся, ворующий и т. д. Для власти-то что главное? Чтобы было все спокойно. И муниципалитеты выступали в роли своеобразной "подушки" между "высокой" властью и населением. Все проблемы, недовольства, гнев, неустроенность сыпались на них. И здесь, на местах, людей успокаивали, хлопали по плечу, гасили проблемы. Кто-то писал заявление — разбирались с ним здесь же. А теперь как? Человек придет в сельсовет, а ему скажут: "Мы теперь этим не занимаемся, езжайте в район".
Справка
На сегодняшний день в составе Алтайского края насчитывается 729 муниципальных образований, в том числе 11 — городских округов, 59 — муниципальных районов, 6 — городских поселений, 653 — сельских поселения. Отметим, что на 1 января 2007 года в регионе было 797 муниципальных образований, то есть за семь лет их число сократилось на 68. Однако Алтайский край по-прежнему входит в пятерку регионов-лидеров страны по числу муниципальных образований.
В жарком слиянии
Одним из путей преобразования местного самоуправления в Алтайском крае стало достаточно интенсивное объединение поселений. Наиболее активно, по данным департамента внутренней политики администрации края, процессы преобразования проходили в 2010–2011 годах: за два года было принято 40 законов Алтайского края об объединении 87 сельских поселений на территории 24 районов края, состоялось объединение восьми поселений Славгородского района с городом Славгород.
В 2012–2014 годах инициативу об объединении выдвинули 15 сельских поселений, в результате преобразования которых было вновь образовано семь поселений. Уже в первом квартале 2015 года принято два краевых закона об объединении пяти поселений. Решения еще четырех сельских Советов депутатов поступили в администрацию края, на основании которых будут разработаны еще два законопроекта.
Таким образом, начиная с 2007 года в результате преобразований прекратили свое существование 67 сельских поселений, один муниципальный район, а один городской округ преобразован в городское поселение.
26 апреля текущего года в Камне-на-Оби состоится референдум по объединению города и Каменского района в единый район.
"Процессы преобразования муниципальных образований должны быть обусловлены в первую очередь экономическими предпосылками и перспективами развития преобразуемых территорий", — считает начальник департамента внутренней политики Сергей Королев.
Цифра
Около 18,5 тыс. cельских поселений насчитывается в России.
Самое важное - в нашем Telegram-канале