Лао-Цзы:
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает.
Опрос. Политики заинтересованы только в том, чтобы быть избранными, а не в том, чего действительно хотят избиратели?
Полностью согласен — 50
Скорее, согласен — 35
Скорее, не согласен — 7
Совершенно не согласен — 1
Затруднились ответить — 8
Опрос 1 600 человек проведен "Левада-центром".
Отражение физиономии общества
Алексей Мухин,
генеральный директор Центра политической информации:
Славянской душе нужны простор, масштабность и развитие. В принципе количество и качество кандидатов на пост президента отвечают требованиям российского истеблишмента. В политологическом смысле – тоже "каждой твари по паре", кандидаты широко представляют все интересы общества. В существующем списке есть представители практически всех течений, за исключением, пожалуй, регионального корпуса. Я не вижу в этом негативных трендов, которые могли бы дать основание говорить о том, что "выбирать не из кого, выбор скудный". Но для кого-то и пятеро всегда будет мало. Для них это как зарплата – много не бывает.
Другой вопрос, что нет новых ярких лидеров. Но это следствие многолетней политической апатии граждан, жизни по принципу "за меня уже все решили". Отсюда и кандидаты, которые претендуют на высокий пост уже не первый десяток лет. Правда, в этот раз состав обновлен на 40 процентов по сравнению с выборами 2008 года – появились Владимир Путин и Михаил Прохоров. Не примите за издевательство, но та действующая политическая система, которая есть в России, – это результат нашей гражданской позиции. Иными словами: "Глядя в зеркало, будь готов увидеть там далеко не красавца". То, что мы видим вокруг, – прямое отражение физиономии общества. Россия получила тех кандидатов, которых заслужила.
Митинги на улицах и яростные перепалки в Интернете – это не гражданская позиция, а просто гражданская активность. И Путин четко дал понять, что его эти протесты, как проявление активности людей, вполне устраивают. И не нужно подменять его слова, выражающие позицию верховной власти, мнением региональных начальников, которых публичные акции, безусловно, раздражают и не устраивают. Всегда есть место спонтанному проявлению чувств. И непонятно, что будет после 4 марта. Я рассматриваю несколько сценариев, но пока не буду их озвучивать.
Система "те же плюс один"
Елена Притчина,
профессор, декан факультета политических наук АлтГУ:
Кандидатов на пост президента у нас, наоборот, много. Надо понимать, что кандидат появляется не "с потолка", а выступает всегда представителем серьезной политической силы. За ним стоит партия, которая имеет вес в обществе, достаточно много избирателей и программу, которую знают и воспринимают граждане. Другое дело, что здесь нужно говорить о качестве кандидатов и однообразии программ, которые за 20 с лишним лет мало изменились. Как и о том, что среди кандидатов мы видим одни и те же лица плюс один. В прошлый раз "плюсом" был Богданов, сейчас – Прохоров.
Почему политическая элита не выдвигает новых лидеров? Здесь два обстоятельства. Первое: в политической традиции России – привычка к монархической модели власти. Мы доверяем одному человеку и считаем, что власть должна консолидироваться в одних руках. Отсюда крайне слабое доверие ко всем политическим силам, кроме тех, которые у власти. Второе: авторитарная модель власти, которая утвердилась с 2000 года. Она не предполагает появления новых сильных лидеров, которые реально могут конкурировать с главой государства. Эти два обстоятельства сошлись в одной точке, и мы имеем то, что имеем. Прежде всего, законодательство, которое позволяет легко и спокойно отсеивать самовыдвиженцев, которые и так находятся в неравных условиях с лидерами партий. Как мы могли убедиться, те же два миллиона подписей – далеко не гарантия "кандидатства".
Только для избранных
Степан Львов,
руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ:
Ну, а в каких странах кандидатов больше? Если взять США, то там президента выбирают вообще из двух – максимум трех человек. В России сложилась партийная система: кандидат в президенты выдвигается от партии. Каким-то новым личностям пробиться в этой системе сложно. У нас нехарактерно выбирать человека из "ниоткуда", он по определению должен иметь привязку к какому-то политическому сообществу. Партийные кандидаты чувствуют себя уверенно, конкурентов внутри ячеек у них нет. Некоторым партиям уже третий десяток лет, а новые лидеры в них так и не выросли. И партии, внутри которой была бы демократия и равные возможности, у нас тоже нет.
Во-вторых, нет запроса в обществе. Если бы люди хотели, чтобы было много кандидатов в президенты, то так и случилось бы. Но мы с настороженностью и недоверием относимся ко всему новому. Так что откуда им взяться? Ведь это нужно долгое время создавать себе репутацию, набирать популярность. Документы-то подали многие, но на сборе двух миллионов подписей в свою поддержку споткнулись.
В-третьих, в России было и есть "несовершенство социальных лифтов". Не имея собственных ресурсов и не обладая определенными возможностями, трудно подняться наверх. Непонятны и правила этого подъема. Даже в советский период критерии работы "социального лифта" были более понятны, потом его сломали, а нового так и не построили. Но я склонен верить, что мы делаем первые шаги в правильном направлении и когда-нибудь система наладится.
Опрос. Каких кандидатов вам не хватает?
Валерий Клюшников,
гендиректор "Алтай НИИгипрозем":
Кандидаты, которых мне искренне не хватает, – Владимир Рыжков и Алексей Навальный. Правда, если бы они были в списках, то мое сердце разрывалось бы между ними. От них я слышу то, что считаю правильным.
Елена Новичихина,
менеджер:
Пусть президентом будет женщина! Ну, хотя бы Валентина Матвиенко – умная, опытная, достойная. Ничем не хуже Ангелы Меркель. Думаю, что она могла бы стать для России второй Екатериной II.
Сергей Смирнов,
временно безработный:
В качестве кандидата в президенты России я хотел бы видеть себя! Я знаю, как изменить нашу страну в лучшую сторону. К сожалению, пока не могу официально баллотироваться – возраст не позволяет.
Виталий Грязнов,
сотрудник МВД:
Я бы предпочел видеть на посту президента страны Никиту Михалкова. Понимаете, президент – это обязательно лидер, но не только в политическом отношении, но, и в духовном.
Как в России боролись за президентское кресло
Первые президентские выборы прошли в стране в 1991 году. Тогда первый и последний раз выбирали главу РСФСР. Причем одновременно, парами, выбирались президент и вице-президент. За два этих кресла боролись шесть пар кандидатов. Глава государства избирался на пятилетний срок, впоследствии – с принятием Конституции в 1993 году – срок сократили до четырех лет. В 1991 году победили Борис Ельцин (как президент) и Александр Руцкой (как вице-президент). Они набрали более 57% голосов.
Кампания 1996 года была, пожалуй, наиболее драматичной за всю новейшую историю России. За полгода до выборов рейтинги действующего президента Ельцина были менее 10%. Свою роль сыграли неудачи в чеченской кампании, сложная экономическая ситуация, сложившаяся в результате реформ, и т. д. Безусловным фаворитом считался лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Однако Ельциным при поддержке крупнейших предпринимателей России была создана специальная аналитическая группа, включавшая в себя наиболее сильных на тот момент политтехнологов. Разрыв в популярности между президентом и Зюгановым начал неумолимо сокращаться. 16 июня прошли выборы – Борис Ельцин совсем чуть-чуть обогнал своего конкурента. Второй тур прошел 3 июля, в среду, которая была объявлена выходным днем. Коммунисты проиграли.
После добровольной отставки Ельцина в конце 1999 года и. о. президента стал Владимир Путин, который победил на выборах в марте 2000 года. Дальнейшие президентские кампании были уже более предсказуемы. Проведение второго тура больше не потребовалось ни разу. Выборы 2004 года оказались любопытными лишь потому, что КПРФ и ЛДПР решили отказаться от традиционных кандидатов и выставили на выборы Николая Харитонова и Олега Малышкина соответственно.
Рекордсмен по участию в президентских кампаниях – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В этом году он баллотируется пятый раз. На одну кампанию от него отстает Геннадий Зюганов. Трижды на кресло президента претендовали губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и Владимир Путин (третий раз – нынешний). Дважды за главный пост боролись Борис Ельцин, лидер "Яблока" Григорий Явлинский и справедливоросс Сергей Миронов (второй раз – сейчас).
Самое важное - в нашем Telegram-канале