Андрей Рябов,
эксперт Московского центра Карнеги:
Мне кажется, дело не только в обиде, которая у единороссов появилась в связи с тем, что курс, который они легитимируют своим участием, голосованием, подвергся резкой критике со стороны лидера другой партии, со стороны спикера Совета Федерации.
Думаю, что они выражают достаточно влиятельные позиции людей, которые, очевидно в этом конфликте находятся "за кадром". Причем, гораздо более влиятельных, чем сами единороссы, которых, видимо, это ситуация всерьез обеспокоила. Почему? Существует несколько причин.
С одной стороны, есть фундаментальная причина, о которой мало говорят, в принципе, этот вопрос мало затрагивают, но она играет большую роль. Дело в том, что на протяжении практически всего президентства Владимира Путина, да и сейчас, внутри верхов существует негласный консенсус. Разногласия не политизируются, они находятся внутри и не выносятся на публику. Сергей Миронов такими действиями, безусловно, нарушает это табу, этот консенсус. Это, безусловно, очень серьезный вызов всей системе, сложившейся на протяжении последнего десятилетия. Реакция в этом контексте вполне логична и закономерна. Потому что это, скорее, вызов системе, а не просто разногласия.
Второе. Как мне кажется, сейчас, особенно на фоне всплеска нервозности, вызванного массовыми акциями протеста в Калининграде и Москве, существует обостренное отношение к любым проявлениям критики. Полагаю, что в такие моменты можно поставить под очень серьезное сомнение социально-экономический курс, которым идет страна. Ладно, когда этим занимаются представители оппозиционных партий, коммунисты или либерал-демократы - к этому привыкли, у них такая функция. Когда же спикер Совета Федерации такое выдает, это может послужить сигналом, что все гораздо сложнее. Более того, обратите внимание, это все произошло, когда ИНСОР, который не совсем правильно, но все-таки связывают с именем президента Медведева, опубликовал свой доклад. В нем, по большому счету, - отрицание того, что мы видим в сегодняшней России. Когда сумма фактов накапливается, то это создает ощущение, что "не все в порядке в королевстве Датском". И опять-таки эта реакция становится понятна: "вы с нами или нет? если нет, тогда не надо занимать это место".
За этим стоит некий рост внутреннего напряжения в правящих кругах, связанный с перечисленной совокупностью фактов. Внешне все неплохо, кризис удалось затушить, социальных конфликтов не было, кроме неожиданного калининградского всплеска. Поэтому такая реакции, по моему мнению, вполне естественна. Это выражение противоречий между элитами. Фактически своим высказыванием Миронов поставил под сомнение правильность курса. Ведь, знаете какой следующий закономерный вопрос: а зачем этот кабинет министров, если он не тот курс проводит? Давайте изберем другой.
Думаю, что дальнейших действий не последует. Где-то за кулисами это удастся отрегулировать. С Мироновым проведут соответствующие беседы, объяснят, что он не прав. В конечном итоге он скажет, что "меня не так поняли". Но это не означает, что темы не остается. Тот факт, что подобного рода скандалы возникают, говорит о том, что существуют проблемы, связанные с адекватностью этого социально-экономического курса, состоянием общественного мнения, положением дел в стране.
Самое важное - в нашем Telegram-канале