Авторитет без денег
20 сентября в Целинном районе прошло выездное заседание комитета по местному самоуправлению АКСНД под руководством Игоря Вольфсона. На заседании была сделана попытка выяснить, насколько справляются с "подаренными" полномочиями местные власти. Для этого последовательно заслушали отчеты "уполномоченных", ответственных в Целинном районе за здравоохранение, социальную защиту, образование, пожарную безопасность...
Проблем обнаружилось много, но основная - наделив местных руководителей целой обоймой государственных полномочий (и одновременно освободив от них "высшие" органы госвласти), реформаторы плохо подумали о финансовом обеспечении этих полномочий. Поставив их, таким образом, в сложное положение.
Анатолий Веригин, председатель Совета депутатов Целинного района:
- Нам приходится решать ряд вопросов, не находящихся, по новому закону, в нашей компетенции, и денег на их решение бюджету района и поселениям не выделяют. Но население-то требует с нас…
С одной стороны - требует население отремонтировать медпункт, дороги, решить вопрос пожарной безопасности в школе. С другой - есть контролирующие органы, которые запросто могут наказать, например, главу района, купившего за счет средств бюджета района новый пожарный автомобиль взамен развалившегося. Потому что это - нецелевое расходование средств.
Иван Долгих, глава Бочкаревского сельсовета Целинного района:
- У нас получается, что Москва - отдельное государство, Барнаул - тоже. А Целинное или Бочкари - это так, территория местного самоуправления, пускай на свои и управляют. Вот у нас в поселке Шадрино сгорел фельдшерский пункт, так мне сказали: "денег на восстановление нет, ищите спонсора". И то правда: в Шадрине полно спонсоров, да еще и меценатов человек шесть наберется. Сейчас с мужиками договорились вроде… Я вобще думаю, что не мешало бы часть наших полномочий передать обратно государству. Например, насчет дорог - почему бы внутрипоселковые дороги не отдать в ведение Автодора? Чтобы я не говорил мужикам: вы, мол, сами организовывайтесь и, коль вам нужны дороги, мосты - сбрасывайтесь и стройте.
Спасает творческий подход?
"Темных пятен", которых не заметили в свое время разработчики 131-го закона, по мере реализации становится все больше. На местах об них регулярно спотыкаются. Не надеющиеся на помощь сверху руководители пытаются разобраться с ними самостоятельно и нарушают не федеральный, так краевые законы. А в некоторых моментах закон подан так витиевато, что дает повод для конфликтов. Спорят, например, кто должен отвечать за вывоз бытового мусора на свалки. По закону администрации района отвечают за "организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов", сельские и поселковые администрации - за "организацию сбора и вывоза мусора". Вот и спорят: главы сельсоветов утверждают, что их дело только вывезти, главы районов настаивают, что и за свалками у сел и поселков должны следить сельсоветы. А решить этот спор могут только на федеральном уровне…
По крайней мере - формально, изменив строчку в законе. На практике, как посоветовал собравшимся Игорь Вольфсон, нужно использовать "творческий подход", то есть и закон формально постараться не нарушить, и проблему решить. Но это, как он сам признал, сложно. И смогут так наверняка не многие.
Комментарий
Игорь Вольфсон, председатель комитета АКСНД по местному самоуправлению:
- Очень важно, что накануне формирования бюджета 2007 года мы вместе с представителями муниципалитетов смогли обозначить проблемы, возникшие в текущем году. К сожалению, выяснилось, что наши законы не всегда выполняются, особенно в части финансирования, - из бюджета края органам местного самоуправления выделяется недостаточно средств на выполнение полномочий, предусмотренных краевым законом. Многие проблемы муниципалитеты решают сами, без вмешательства государственной власти.
131-й закон направлен на то, чтобы перераспределить и закрепить за всеми уровнями деньги, собственность, ответственность. Но на данном этапе в большинстве муниципальных образований края он не срабатывает. Поэтому сейчас задача для власти - и краевой, и в первую очередь федеральной - выработать методику выделения средств на осуществление тех или иных полномочий. Чтобы обеспечить государственные полномочия деньгами, привести к грамотному соответствию все эти составляющие: деньги, власть, полномочия. Иначе руководители на местах будут просто уходить.
А до того органам исполнительной власти Алтайского края необходимо более активно контролировать финансовые проблемы муниципалитетов.
Впереди следующий этап реализации закона о местном самоуправлении, к которому мы только подходим, - нужно разграничить краевым законодательством собственность между муниципальными районами и поселениями. Надеюсь, что уже на октябрьской сессии КСНД мы начнем принимать такие законы. Всего их будет порядка 60 - по числу муниципалитетов. Это сложная, нудная, но необходимая процедура.
Мнение с места
Нина Костюкова, глава Еландинского сельсовета Целинного района:
- Готовясь к принятию 131-го федерального закона, мы наивно предполагали, что, прикинув свои возможности, сопоставив доходы и расходы, мы определимся, что сможем финансировать самостоятельно. А остальные полномочия будут осуществляться бюджетами высших уровней. Увы, на деле получилось "как всегда"... Самоуправление может продуктивно работать только тогда, когда в селе живут состоятельные люди. А при нынешних доходах граждан и сельсоветы живут в нищете.
Самое важное - в нашем Telegram-канале