Политика

Путинская реформа

Директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков о президентской реформе вертикали власти.

В конце сентября газета "Ваше дело" получила уникальное и несколько неожиданное приглашение. Альянс региональных руководителей СМИ ("АРС-Пресс") организовал в Москве семинар-совещание с представителями федеральных властей и пригласил нас в информационное агентство "Росбалт" послушать выступления или побеседовать с влиятельными в российской политике людьми. Мы, конечно же, не отказались, поскольку понимали, что информация из "первых правительственных уст" будет очень полезна нашим читателям.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выступление директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова. Он открывал данный семинар буквально "по горячим следам", поскольку за несколько дней до этого президент Владимир Путин выступил с обращением к нации, в котором предложил кардинально перестроить систему власти. Его инициативы касались в первую очередь нового порядка назначения (выборов) губернаторов. Соответствующий законопроект был направлен администрацией президента в Госдуму и недавно принят в первом чтении. В свете произошедших событий мы предлагаем читателям выступление господина Хомякова, кстати, нашего земляка.

Откуда пошел Совет

- Во-первых, я хотел бы сказать, что Совет по национальной стратегии создан три года назад. Мы его создали совершенно осознанно, поскольку тогда посчитали, что все-таки экспертное сообщество, которое на тот момент было, в основном занималось либо обслуживанием партий, либо обслуживанием финансово-промышленных групп, либо власти. А вот какой-то такой квазинезависимой организации, куда бы входили эксперты, пусть из разных партий, пусть и работающие на разные, порой альтернативные, структуры власти, не было. Мы попытались собрать всех вместе, чтобы попытаться выработать то главное, что является национальной стратегией нашей страны.

Совет по национальной стратегии уже подготовил несколько известных докладов. Первый доклад назывался "Большая игра в Россию", где мы определили тот набор политических игроков, который был на момент создания Совета. В принципе, эти игроки еще играют на политическом пространстве, но, может быть, немножечко поменялся стиль игры, и

поменялись предназначения этих игроков. Второй доклад был посвящен теме "Угрозы и риски России в 2003 году". Кстати, очень многие вещи, которые сейчас происходят, к сожалению, в общем-то, мы тогда предвидели. Особенно это касается серьезных террористических актов,

которые состоялись в последнее время. Третий доклад получил наиболее широкую известность. Это доклад, который был связан с ролью олигархов. "О заговоре олигархов", так его называют журналисты. И последний доклад, который сейчас мы обсуждаем, в том числе и на региональном уровне, - это "Национальная стратегия, национальная повестка дня". Поэтому мне было интересно встретиться с руководителями региональных изданий из 30 регионов России.

Разношерстная критика

- Я хотел бы начать с того, что первые комментарии инициатив Владимира Путина, которые прозвучали, меня несколько удивили и поразили. Фактически было сказано, что это чуть ли не антиконституционные действия или что это создание какого-то квазиполицейского, или суперполицейского государства. Это была одна сторона комментариев. Я думаю, что те эксперты и политики, которые такие вещи говорили, во многом сделали это под влиянием испытанного шока. Такого рода предложений от президента мало кто из них ожидал. Другая сторона комментариев - это полное "одобрям-с". Они звучали так: "Да, Владимир Владимирович все делает правильно! Да, он - молодец, и давно нас пора было назначать, а не мучиться нам там, в субъектах Федерации, работая на избирательных кампаниях".

Я думаю, что инициативы Путина заслуживают все-таки другого, более вдумчивого обсуждения и анализа. Необходимо понять серьезные причины, которые подвигли президента на такие серьезные изменения государственного устройства. В случае если эти инициативы будут реализованы, их можно будет сравнивать с тем, что у нас происходило в 1956 году, когда был XX партийный съезд, осудивший культ личности. Во многом по масштабности и последствиям это может совпасть с тем, что делал Михаил Горбачев. Поэтому первый вывод, который бы я сейчас сделал, заключается в следующем. Раньше я говорил, что Владимир Путин не является национальным лидером. Он был для меня менеджером, который улавливает настроения общества. Эта инициатива позволяет сказать, что Путин подвигается к другому своему качеству - качеству национального лидера, который затевает кардинальную перестройку. По тому, как он очень нервно, в общем-то, себя вел, когда читал этот текст, стараясь от него не отвлекаться, видно было, что человек прекрасно осознает, на какой шаг идет, и прекрасно понимает, каковы будут последствия и реакция политических, экспертных, журналистских и социальных слоев.

Что угрожает России

- Если говорить об объективной политической ситуации, то, безусловно, есть несколько угроз, которые сейчас существуют для нашей страны. Одна из них заключается в том, что Россия, к сожалению, пока не осознает себя и не может найти свое место в глобальном мире, который сейчас формируется. У нас есть некое отставание от тех быстрых шагов, которые делают сегодня ведущие политические игроки - Америка, Китай, Индия, консолидированная Европа, Япония. Здесь пока у нас есть большие проблемы. Безусловно, вторая угроза - экономическая. Это то, что мы все-таки во многом зависим не от собственной экономики, а от того, какова будет цена нефти на мировом рынке. Такая угроза может в любой момент обостриться.

Угроза другого плана - это терроризм. Она уже охватила Соединенные Штаты, пришла в Европу. Но у России есть все-таки принципиальное отличие от Запада. У нас террором занимаются граждане России, и один из субъектов Федерации является неким плацдармом, который террористы уже захватили и достаточно успешно удерживают. Если называть все своими словами, то по сути дела в стране идет гражданская война.

Еще одна угроза, что все-таки олигархические структуры, которые существуют и существовали, во многом определяли нашу российскую политику на начало 2003 года. Сейчас ситуация поменялась, она поменялась с делом "ЮКОСа", но тем не менее другие игроки остались, и, к сожалению, пока нормального, внятного, оптимально и тонально выверенного диалога между государством и крупным бизнесом нет. И здесь некая взаимная боязнь существует. Власть побаивается крупного бизнеса и делает все, чтобы преуменьшить его влияние на политику и экономику. Крупный бизнес опасается, что власть его окончательно задушит и задавит.

Существует и еще одна угроза иного рода, о которой вы хорошо знаете. К сожалению, у нас происходит заболачивание региональных элит. Есть ряд субъектов Федерации (Москва, Татарстан, Башкирия, Свердловская область), где трудно себе представить, как заменить клан Шаймиева, Рахимова и т. д. Здесь есть тоже, на мой взгляд, рациональное зерно того, что предложил Владимир Путин.

Круговая порука

Теперь о сути президентского предложения. Наверное, главное, что зацепило, безусловно, всю и политическую элиту, и элиту региональную, - это то, как будет назначаться исполнительная власть на уровне субъекта Федерации. И здесь возникает множество развилок. Вот развилка первая - что делать с теми губернаторами, у которых срок полномочий истекает в 2007 году. Предположим, Юрий Лужков захочет и после 2007 года возглавлять мэрию. Очевидно, что у него будет неплохая возможность остаться на своем посту через систему назначаемости. То же самое может быть в Татарстане, Башкирии и во всех других субъектах Федерации. Тогда о какой смене региональных элит может идти речь?

Я думаю, что Путин делает только самый первый шаг очень большого глобального проекта в масштабах страны. Это только начало. Если внимательно прочитать инициативы президента, то там есть одна вещь, на которую я хотел бы обратить внимание, - это коррупция. Наверное, Путин понял, что все-таки есть некая круговая порука. С одной стороны, он знает о коррупции, с другой стороны - советует, приказывает, угрожает, требует от правоохранительных органов, чтобы с этой коррупцией было покончено. Но, извините, как бороться с коррупцией с помощью тех же коррумпированных органов? Видимо, все-таки президент убедился, что надо этот замкнутый круг каким-то образом рвать. И тот способ, который он предложил, мне кажется, одна из главных причин. Победить коррупцию можно, только если посадить, поставить во главе субъектов Федерации исключительно честных и порядочных людей. Другой вопрос, где он их возьмет. Но, наверное, какие-то наметки у президента на эту тему есть.Я, может быть, ошибаюсь, но мне кажется, следующий этап реформы – это создание некой серьезной спецслужбы. Наверное, это такая служба собственной безопасности в нашей стране. То есть внутри спецслужб появится еще одно специальное подразделение, которое будет заниматься исключительно кадровой политикой, отслеживать тех людей, которые им интересны, полностью их проверять, с тем чтобы окончательно убедиться в их честности и порядочности. Чего, кстати, нашей элите во многом не хватает.

Как передать власть

И, наконец, еще один очень важный момент - передача Владимиром Путиным власти. Он прекрасно понимает, что та схема, с помощью которой он стал президентом в 1999 году, сейчас уже не сработает. Видимо, он посчитал необходимым в значительной степени зачистить кадровую "поляну", чтобы ему значительно проще было решать вопрос и с возможными конституционными изменениями. Они тоже напрашиваются, в том числе - возможный переход на парламентско-президентскую республику. Возможно, Путин предполагает, что если он все-таки сам не будет оставаться на третий срок, то надо сделать технологию. Но, наверное, президента мучил вопрос, как провести своего преемника, чтобы он тоже не оказался заложником системы, из которой вышел. Вся беда Путина, на мой взгляд, заключается в том, что старые корни все-таки его держат. Именно отсюда вытекает слабый ход многих реформ.

Немецкая система

Другая инициатива президента - это переход на пропорциональную систему выборов. Споров об этом было много. Вы не хуже меня знаете своих одномандатников. Я вам могу привести массу примеров, когда те же одномандатники, попав в Госдуму, создавали партии, забывая о своих избирателях. Но говорить в целом, что весь одномандатный корпус – 225 человек или половина Государственной думы - ярые защитники своих избирателей, я бы просто не рискнул. Это было бы не совсем серьезно.Безусловно, среди одномандатников много порядочных людей. Тем не менее проект по пропорциональной системе будет запущен, и здесь пока не совсем все ясно. Насколько я знаю, наша пропорциональная система выборов будет сделана точно так же, как она существует в Германии. То есть избиратель получает бюллетень и голосует не просто за партию, а ему дают список всех кандидатов в депутаты, которые входят в него. И он голосует против тех или иных фамилий. Отсюда и разговоры о том, что введение пропорциональной системы приведет не к усилению партий, а исключительно к коррупции. Я думаю, что они весьма сомнительны. Если будет применена вот такая немецкая система, то должно произойти все наоборот. Ну а как сейчас формируются партии и списки, вы прекрасно знаете.

Кто такой Валерий Хомяков

Валерий Алексеевич Хомяков родился в 1949 году в Алтайском крае. Образование высшее. В 1973 году окончил Рязанский радиотехнический институт. В 1989-1991 годах прошел курс обучения на экономическом факультете Московского авиационного института. С 1973 по 1990 год работал на предприятиях военно-промышленного комплекса.

В конце 80-х входил в группу активистов "Демократической платформы в КПСС". С 1990 года - один из основателей Демократической партии России (ДПР). В 1993 году Валерий Хомяков возглавлял штаб избирательной кампании ДПР по выборам в Госдуму. Партия набрала 5,5% и сформировала фракцию. Во время президентских выборов 1996 года работал главным специалистом по работе с партиями и политическими движениями в штабе Бориса Ельцина.

С 1994 года начал заниматься политическим консультированием. В 1997 году создал "Агентство прикладной и региональной политики", в котором является директором. Три года назад создал Совет по национальной стратегии, который и возглавляет.

Кто входит в Совет по национальной стратегии

Общественная организация "Совет по национальной стратегии" (СНС) была создана в 2001 году. В ее состав входят 23 эксперта разной политической ориентации: Станислав Белаковский, Иосиф Дискин, Валерий Хомяков, Сергей Марков, Андрей Рябов, Марк Урнов, Дмитрий Орешкин, Валерий Федоров, Андрей Федоров, Леонид Смирнягин, Владимир Рубанов и др.

Генеральным директором СНС первоначально стал Станислав Белаковский, но недавно он оставил свой пост в пользу Валерия Хомякова. Эксперты отмечают весьма противоречивый состав СНС. Например, Сергей Марков, как известно, является "твердым путинцем" и одним из теоретиков "управляемой демократии", нынешний руководиетль Совета Валерий Хомяков входит в состав руководства "Союза правых сил", Андрей Федоров - государственник с "руцкистским" прошлым, а самого Станислава Белаковского часто называют сподвижником Бориса Березовского.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость