Начавшаяся война сопровождается войнами информационными. Российское телевидение подает информацию так, что может сложиться впечатление: «Грузия вторглась на территорию России», хотя Южная Осетия России никогда не принадлежала. Но огромное количество жителей Южной Осетии имеют российские паспорта. Информационная атака ведется и СМИ Европы, США, грузинскими СМИ. Лейтмотив этой стороны антироссийский. Сообщается, что российские боевые самолеты наносят воздушные удары по территории Грузии в Цхинвальском регионе (так обозначается зона конфликта. См. «Справку»).
Когда верстался номер, прошли сообщения о том, что президент Дмитрий Медведев принял решение о завершении «операции по принуждению Грузии к миру». Но дал указание российским военным при возникновении очагов насилия в зоне конфликта принимать решение об уничтожении сопротивляющихся.
«Нужно занять жесткую позицию»
Александр Назарчук , экс-председатель Алтайского краевого совета народных депутатов:
– Любая война – это плохо. Я, будучи министром, дважды был в Чечне, видел горе людей, страдающих от войны. И снова возник конфликт. Я согласен с тем, что мы не можем бросить южных осетин, потому что их большая часть имеют российское гражданство. Стоило ли ввязываться в конфликт? Вы видели, люди говорят, что если бы не вошли наши солдаты, то жертв было бы еще больше. Я, как любой человек, военные действия как способ разрешения проблем не приемлю. Но и смотреть на ситуацию, развернувшуюся в Грузии, невозможно. Я абсолютно жестко настроен по отношению к грузинам. Сегодня их президент получает зарплату в Америке, пытается построить свое благополучие за счет конфликта с Россией.
Если после приезда председательствующего в ЕС президента Франции Саркози не будет понимания, нужно принимать меры.
Мы уже однажды прекратили с Грузией транспортные и иные отношения. Если они хотят, тогда пусть ориентируются на Америку, а мы должны занять жесткую позицию.
«Только сдержанность»
Всеволод Богданов , председатель Союза журналистов России:
– Мы сделали заявление о том, что только сдержанное и спокойное освещение ситуации на Кавказе возможно сегодня на информационном пространстве. Раздувать войну, ненависть между народами, провоцировать дальнейшее развитие событий – большой грех для журналиста.
Сегодня есть две полярные точки зрения по поводу событий на Кавказе: западные информационные агентства, каналы трактуют войну как агрессию России против Грузии. Мы трактуем это в другом контексте. Я бы пытался избежать комментариев на эту тему. Судить подобные ситуации можно только спустя время. Сейчас, когда кругом боль, трагедия, этого делать не стоит.
Самое главное – погасить эту войну и сделать все возможное, чтобы избежать дальнейшего развития этих кровавых событий. Я бы нарушения этических норм с нашей стороны не привел. Мне думается, что журналисты ответственно, самоотверженно работали в горячих точках. Я знаю, какие усилия требовались, чтобы передать информацию, чтобы выйти из тяжелых боевых мест.
Мне думается, что наши журналисты большей частью работали очень профессионально, и мы понесли потери в журналистском цехе, есть ранения. Сейчас я бы поостерегся кого-то из них подвергать критике.
Мне кажется, что нужно как можно хладнокровнее отнестись к ситуации, сделать все возможное, чтобы не спровоцировать более масштабные военные действия.
Журналистам нужнобыть более сдержанными. Россия и так вытерпела много беды за последние десятилетия. Надо сделать все возможное, чтобы снова прийти к миру.
«Возненавидел Саакашвили»
Георгий Асатиани , заслуженный артист РСФСР, актер Государственного молодежного театра Алтая:
– Я в течение нескольких дней наблюдаю за событиями в Грузии. За них я возненавидел Саакашвили, просто до безобразия противно. Когда он буквально перед началом бомбежки Цхинвали сказал, что все будет хорошо, конфликт окончен, а ночью начались страшные бомбардировки, – это было вероломно. Саакашвили поступил так же, как Гитлер, напавший на нас. Мне жалко детей, людей, пожилых женщин, которые прятались в подвалах. Когда они оттуда выходили – танки, где сидят грузины, давили их насмерть. Что тут говорить? Я всегда любил и сейчас люблю свою страну, вашу. У меня в Грузии никого не осталось. Но я возмущен, у меня нет слов…
Убежден, желание напасть – не только Саакашвили, но и Америки, точнее, ее президента. Я не верю ни на грамм этим американцам. Саакашвили достоин расстрела. Потому что он пошел на своих: русских, грузин, осетин. Душа болит, потому что все они – наши братья…
Справка
Причиной конфликта между Грузией и Южной Осетией является нежелание Грузии признать Южную Осетию независимой республикой под покровительством России. Политический статус ЮО остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный Тбилиси считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.


