Политика

Сергей Сытых: "Избиратель устает"

Рассчитывать на активность на мартовских выборах не приходится. Выборы президента, Государственной Думы – да, у нас были муниципальные образования, где явка доходила до 80%.Среди них ЗАТО Сибирский, Ельцовский, Немецкий районы. Чем ниже уровень выборов – АКЗС, главы районов, депутаты, главы администраций сельских поселений, – тем при достаточно высокой конкуренции явка значительно ниже.

Сергей Сытых: "Интерес к выборам определяется доверием к кандидатам".
Сергей Сытых: "Интерес к выборам определяется доверием к кандидатам".
Олег Богданов

Проблема, которая всегда существует, – легитимность выборов, которая определяется явкой избирателей. Когда к урнам для голосования приходит очень мало людей, возникает вопрос легитимности избранного органа или должностного лица. Порог явки, к сожалению, отменен, но это не значит, что вопросом явки не нужно заниматься. И здесь мало только информационно-разъяснительной деятельности, которую мы ведем совместно с органами местного самоуправления.

На явку, безусловно, влияет активность кандидатов. Они должны работать с населением, не просто забрасывать его агитками.

Если бы был порог явки, как в 2004 году, в Барнауле выборы в октябре не состоялись бы. На участке в среднем 15 тысяч избирателей, за действующих кандидатов проголосовало от 700 до 2300 – для столичного города ненормально. То же и в других городах. Бийск, Камень-на-Оби, Рубцовск – нигде явка недотянула до 20%. 

Интересно, как пройдут выборы в Змеиногорске. Все-таки первые выборы в новом, по сути, муниципальном образовании. После ликвидации районов в Бийске 13 лет назад у нас не было случаев, чтобы объединялись город и район. Любопытно с точки зрения вы­движения кандидатов. Число жителей в городе и районе примерно одинаковое – по 9 с лишним тысяч человек, и там есть определенная конкуренция в борьбе за депутатские мандаты. 

Интерес определяется доверием. А также возможностью и полномочиями. Если избиратель видит, что реальных полномочий у сельского Совета нет, несмотря на то что 131-м законом вроде бы вся власть передана на места, формируется и соответствующее отношение. А если при этом еще и действующие главы себя никак не проявляли... Полномочия у всех одни, но есть села, по улицам которых приятно пройтись. А есть… 

Мы вносим предложения по совершенствованию федерального законодательства о выборах, делаем определенные выводы по итогам прошедших избирательных кам­паний. ЦИК России обратил внимание на октябрьские выборы в Барнауле, когда муниципальные комиссии организованно отказывали кандидатам в регистрации, а эти решения потом оспаривались в судах. Причем пять кандидатов, которым отказали, в итоге были избраны в Думу города. Мы тогда не находили взаимопонимания с муниципальной комиссией, а рычагов влияния не имели. Поэтому есть предложения по формированию муниципальных комиссий, по их полномочиям, по досрочному голосованию и ряду других вопросов. 

На федеральном уровне звучало предложение о снижении избирательного возраста – дать право голосовать с 16 лет. Мое мнение: это неправильно. На днях я встречался со студентами 19–20 лет, но отношение к выборам у них, скажем так, непростое. Вопросов и претензий к власти много, а вот с пониманием, что эту власть мы сами своими голосами формируем, с этим сложнее. А 16 лет – это ведь еще школьники, они хоть зачастую и максималисты, но больше подвержены чьему-то влиянию. В этом и заключается опасность. 

Некоторые политтехнологи говорят: у нас хороший избиратель, на выборы не ходит. Они в реализации своих нечистоплотных действий всегда рассчитывают на низкую явку: выше шансы провести своих кандидатов. Через подкуп, через дез­информацию. Мы, к сожалению, по ряду округов такие случаи наблюдаем начиная с выборов депутатов АКЗС и заканчивая сельсоветами. Чтобы подобные факты исключить, надо принимать активное участие в голосовании. 

Мы со студентами открыли Конституцию – для них было откровением прочесть на первой же странице в третьей главе о том, что "единственным источником власти является народ". Они не видят, чтобы многие пользовались этим правом. Но молодежь на выборы все же ходит. Мы проводили анализ участия в мартовских выборах 2008 года. Средняя цифра – 47%, а есть районы, где доходило до 80%, – там действуют молодежные парламенты, школы молодых избирателей при библиотеках, и это дает результат. 

Пожилые приходят, звонят на участки, просят, чтобы приехали, – они хотят голосовать. А те, кому от 30 до 45, в большинстве своем пассивны. Был период в начале 90-х, когда выборы и референдумы шли непрерывно. Да и сейчас за короткий период – Дума, президент, мэр, Законодательное собрание… Избиратель устает. Он идет голосовать, хочет что-то изменить, при этом зачастую хочет все сразу: сегодня проголосовал, избрал, а завтра результат. Так не бывает. И сложилось такое поколение "внутреннего протеста", которое не осознает, что если хочешь изменить ситуацию, то нужно не просто ворчать или митинги устраивать, а можно и нужно менять ее через институт выборов. 

Справка

62 920 избирателей проживают в границах округа № 21 Барнаула. На мандат депутата Законодательного собрания здесь претендуют девять кандидатов, все они зарегистрированы избирательной комиссией. 

Мартовскими выборами в Алтай­ском крае в той или иной степени охвачен 31 район. В двух районах пройдут полномасштабные выборы в представительные органы: в Косихинском, где выборы в октябре 2008-го были отменены, и в новом муниципалитете – Змеиногорском районе. В остальных районах проводятся дополнительные выборы депутатов представительных органов и выборы глав сельских поселений. В Барнауле будут избирать депутата Алтайского краевого Законодательного собрания по одномандатному округу № 21.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость