Политика

Съезд народных депутатов РСФСР: 20 лет спустя

16 мая 1990 года открылся Первый съезд народных депутатов РСФСР. Он вошел в историю избранием председателем Верховного Совета России Бориса Ельцина, принятием Декларации о государственном суверенитете и сыграл, таким образом, роль одного из главных ликвидаторов государства Советский Союз. О тех временах вспоминают бывшие делегаты съезда от Алтайского края.

Справка

Съезд народных депутатов РСФСР / Российской Федерации – высший орган государственной власти страны с 16 мая 1990 по 21 сентября 1993 года. Избран 4 марта 1990 года на пятилетний срок. В 1993 году деятельность съезда прекратилась после указа президента Ельцина о поэтапной конституционной реформе и штурма Дома Советов. Разгон Верховного Совета и съезда привел к вооруженным столкновениям в центре Москвы 3–4 октября 1993 года. I съезд работал с 16 мая по 22 июня 1990 года.

Артем Тарасов,
бизнесмен (из книги воспоминаний "Миллионер"):

Съезд являл собой неуправляемую массу разношерстного народа. Депутаты стремились любой ценой попасть на трибуну, при этом выступающих вообще не слушали: все  махали руками и выкрикивали из зала какие-то лозунги и призывы.

Александр Назарчук: решения принимались на эмоциях

Депутаты садились на заседания по алфавиту, по названиям округов, – Алтайский край был в первых рядах. Почти сразу разделились по политическим взглядам, большинство – более 600 из тысячи – были членами КПСС.

Каждый день Горбачев собирал всех в Мраморном зале Кремля и говорил, мол, нельзя допустить, чтобы Ельцин стал председателем Верховного Совета. И на протяжении нескольких голосований ему постоянно не хватало десятка голосов. Но часть депутатов в ходе дискуссий определялись с политическим лицом и стали уже голосовать по-другому… А потом в один день всех повезли на "Мосфильм", смотреть фильм Говорухина "Так жить нельзя". Там собран и показан весь негатив, который был в стране. И после обеда в тот же день снова было назначено голосование за председателя. И Ельцин в итоге победил с незначительным перевесом.

…На трибуне съезда было два микрофона, один – у председателя. Каждый день в повестку дня пытались включить вопрос о продаже земли. Я был категорически против. Заседание начиналось в 10 утра, я приходил в полдевятого и стоял у одного из микрофонов, пока не начинал работать съезд, чтобы не дать внести этот вопрос… Я хотел бы сейчас, через 20 лет, посмотреть в глаза тем, кто в 1990 году предлагал продавать землю…

Абсолютное большинство принятых на съезде решений я оцениваю негативно: о суверенитете, о распределении финансов между союзными республиками, об отказе государства от регулирования рынка – это были серьезные ошибки. Многие решения были приняты на политических эмоциях и, кроме вреда, ничего не принесли. Так я считал тогда, голосовал против и сейчас убежден в правильности своего выбора.

Лев Коршунов: к пониманию шли через хаос

Перед съездом я случайно оказался в комитете "демороссов", которые помогали победить Ельцину. Для меня до сих пор загадка, как я туда попал. Я же относился к группе коммунистов, а тут, будучи в Москве по делам, неожиданно получил приглашение на мероприятие в рамках подготовки к съезду. И вот встает представитель Санкт-Петербурга и говорит что-то вроде "мы переиграли этих коммунистов". А я, с красным партбилетом в кармане, думаю: "Куда я попал?!."  Подумал еще тогда: как эти триста человек смогут победить большинство? Но у них получилось.

Яркое впечатление – это сам приезд  в Москву. На площади перед гостиницей "Россия" со всей страны собрались люди, обиженные властью. Там целый лагерь такой был. И депутатам надо было пройти мимо этого лагеря. Денег не было, был дефицит продуктов питания... И вот эта группа придавала какую-то особую атмосферу съезду. Мы еще более остро ощущали непростую ситуацию, сложившуюся в стране.

Я увидел там много людей, собравшихся в одном месте и очень жестко, нелицеприятно критиковавших органы советской власти, представителем которых я и являлся… Запомнилась борьба за микрофоны, порой чуть ли не до драки.

Съезд через сомнения и хаос шаг за шагом шел к пониманию происходящих событий. С него началась новая история – тогда, конечно, я это не очень хорошо осознавал.

Владимир Райфикешт: альтернативы не было

Это было очень интересное время и очень тяжелое для страны. Вспоминаются позорные пустые полки в знаменитом ГУМе и гастрономе "Елисеевский" – там, кроме капусты и редко-редко плавленого сыра, ничего не было. В Кремле было одно основное блюдо – сосиски с капустой. За три года они нам так приелись. Даже депутаты возили продукты на съезд с собой… На трибуне – известные люди. Я первый раз Собчака, Ельцина увидел живьем и близко.

И вопросы решались исторические: либерализация, приватизации, земельная реформа. Съезд был сильно политизирован и, наверное, не сильно работоспособен. Но он дал стране и Конституцию, по которой мы сегодня живем, и формирование нового государственного строя, новой экономики. Все это состоялось благодаря Первому съезду народных депутатов.

Это было совершенно другое общение. Приехать из деревни и участвовать в решении таких глобальных вопросов, конечно, это многое для меня значило. Я был сторонником более радикальных рыночных реформ, был в группе Егора Гайдара, которая потом сформировала  "Демократический выбор". То есть у меня четкие были взгляды, и за 20 лет они практически не изменились. Я активно участвовал в реформах, поэтому, наверное, мне и предложили должность главы администрации края – за позицию, принципиальный подход к этим вопросам.

А альтернативы тогда не было. Страна стояла на грани катастрофы, и другого механизма, кроме как создавать рыночную экономику, просто не было. Запас прочности весь был исчерпан. Обанкротилась политика, обанкротилась идеология, обанкротилась государственная власть. И уже, как говорил Ленин, верхи не могли  управлять по-старому, а низы не хотели жить, не могли, и нельзя было так жить.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость