Владимир Лукин,
уполномоченный по правам человека:
Ссылка на недопустимость разглашения персональных данных, которую на этот раз использовали органы ЦИК России, отказывая Уполномоченному в предоставлении запрошенной им информации, является, по его мнению необоснованной. В том числе и потому, что статья 28 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" прямо запрещает ему разглашать любые ставшие известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и всех других лиц без их письменного согласия. Эта норма является достаточной гарантией защиты персональных данных избирателей. Другое дело, что любую информацию, позволяющую пролить свет на нарушения избирательных прав граждан, Уполномоченному не хотят предоставлять в принципе. Так, в декабре 2011 года Московская городская избирательная комиссия отказалась предоставить ему информацию о проголосовавших по открепительным удостоверениям со столь же безосновательной ссылкой на недопустимость вмешательства в деятельность избирательных комиссий. В целом подобная позиция органов ЦИК России стала уже традиционной. В связи с этим Уполномоченный вынужден констатировать объективную ограниченность своих возможностей рассматривать жалобы граждан на нарушение их права избирать и быть избранными, а также информацию о массовых или грубых нарушениях этого права. По мнению Уполномоченного, такие ограничения вряд ли основаны на законе.
Нельзя также не выразить озабоченность наметившейся тенденцией превращения ЦИК России в структуру, закрытую для контроля со стороны других государственных органов и тем более гражданского общества. Весьма симптоматично, кстати, что по горячим следам парламентских выборов декабря 2011 года информацию о жалобах на нарушения избирательных прав граждан обнародовали не только ЦИК России (где насчитали 2,7 тысячи жалоб), но также и Генеральная прокуратура Российской Федерации (зафиксировавшая около 3 тыс. нарушений). По итогам же президентских выборов появилась лишь информация ЦИК России, куда поступило 806 жалоб, из которых подтвердилось всего 135. Подтвердить или опровергнуть эти сведения некому.
В целом же Уполномоченный считает необходимым отметить, что на момент подписания настоящего доклада ему не было известно случаев, когда информация о нарушениях избирательных прав граждан была бы проверена и подтверждена компетентными органами, а виновные в этих нарушениях должностные лица понесли бы заслуженное наказание. При наличии такой информации, Уполномоченный был бы рад с ней ознакомиться.
Во встрече с президентом Владимир Лукин также затронул вопрос проверок общественных организаций, начатый недавно правоохранительными органами по всей стране (подробнее об этой беседе см. на сайте президента).
В.ЛУКИН: Мне хотелось бы, чтобы усилия в этом направлении умножились.
Теперь в качестве примера я хотел бы привести последнее событие. Сейчас возникла история, когда очень сильные проверки претерпевают правозащитные организации, причём по всей стране. Я не вижу конкретных оснований для этого, но во всяком случае хотелось бы каких-то объяснений, хотелось бы получить резоны этого.
Мы, во всяком случае, внимательно следим за тем, что происходит, и, конечно, будем обязательно делать всё, что в наших скромных усилиях, чтобы все эти процессы строго в рамках закона происходили. Конечно, хотелось бы, чтобы и Вы каким-то образом посмотрели, всё ли там происходит, со всех сторон, как закон там соблюдается.
В.ПУТИН: Хорошо.
Владимир Петрович, я деталей пока не знаю, но, естественно, получу всю необходимую информацию от Генерального прокурора. Генеральная прокуратура обязана проверять законность действий всех органов государственной власти: региональной, федеральной, муниципальной, – всех общественных организаций.
Думаю, что и в этом случае целью всех проверок является проверка того, насколько соответствует деятельность тех или других неправительственных организаций заявленным целям. Это первое. И второе. Соответствует ли их деятельность закону Российской Федерации о недопустимости финансирования политической деятельности из-за рубежа.
Повторяю, детали будут обязательно мною получены, проверены. Вы знаете, что в этих законах нет ничего запрещающего, кстати говоря, нет никаких репрессивных санкций. Просто нужно всем привести свою деятельность в соответствие с законами Российской Федерации.
И Вас буду, конечно, просить о том, чтобы Вы со своей стороны держали это под контролем, чтобы у меня был источник дополнительной информации о том, как это делается, с тем, чтобы никаких перегибов там не допускалось.
В.ЛУКИН: Спасибо. Я обязательно учту Вашу позицию и буду внимательно следить за этим. Думаю, что Минюст тоже должен этим делом озаботиться, потому что Минюст по закону должен периодические осуществлять проверки.
Что же касается прокуратуры, то, насколько я понимаю закон, они должны реагировать на сведения о каких-то реальных нарушениях, что свойственно прокуратуре.
В.ПУТИН: Я повторяю, в деталях я должен ещё разобраться. Я исхожу из того, что это рутинное мероприятие связано с желанием правоохранительных органов и прокуратуры привести в соответствие деятельность соответствующих организаций принятым в последние годы законам.
Самое важное - в нашем Telegram-канале