Политика

В России вводится прокурорский надзор за СМИ

Накануне Генпрокуратура РФ издала указание "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми правительством России мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики". Из текста документа, в частности, следует, что прокурорам в регионах поручено "противодействовать фактам информационных атак на банки". Иными словами, СМИ станут проверять на предмет разжигания финансового кризиса.

"Сеют" ли алтайские СМИ финансовую панику среди населения? Не является ли новый прокурорский документ средством давления на СМИ?

Валерий Зиястинов
старший помощник прокурора Алтайского края:

- Указания мы еще не получили, поэтому я пока не знаю, какие действия должны осуществлять наши сотрудники на местах. Если документ уже подписан генеральным прокурором, то, думаю, что в течение недели мы получим указание. Замечу, что любые действия, прокуратуры в том числе, любой человек или организация могут обжаловать, если посчитают, что нарушены права. Конфликтный вопрос решается в судебном порядке. Можно обращаться и в Конституционный суд.

Не думаю, что алтайские СМИ "разжигают" финансовую панику. В центральных – больше. Утром включаешь телевизор, только и слышишь: "Кризис, кризис, кризис". Думаю, что лишний раз говорить об этом не надо: люди сами понимают, что в стране неспокойно. А постоянные "напоминания" о кризисе не на пользу жителям, многие из которых сейчас морально слабые. Повторю: я не думаю, что наши местные СМИ ведут "подстрекательскую" работу.

Валерий Савинков
главный редактор информационного агентства "Банкфакс":

- Безусловно, элементы паники на банковском рынке есть. Вкладчики снимают вклады. Остатки по расчетным счетам (удивительно, но эта информация остается до сих пор открытой) - несмотря на федеральные вливания - уменьшаются. Есть опасения, что пока еще локальная и периодическая паника может спровоцировать общий коллапс с выдачей вкладов. Наверное, с целью ее не допустить это, и вводится прокурорский надзор за прессой.

По-моему, однако, это дело небезопасное. Для самих надзирающих. Тут ведь – слегка ошибись в степени рвения – и получишь "в подарок" уголовную статью о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Если, конечно, будет кому по статье возбуждать дело и проводить следствие.

Самой прессе, на мой взгляд, эта мера генпрокуратуры не очень страшна. Тут кризис кругом: СМИ по своей инициативе пачками закрываются или сокращаются. А их прокуратура "пугает" надзором. Очень "страшно"… Хотят закрывать? Ну, пусть закрывают – "лучше ужасный конец, чем ужас без конца".

Сергей Зюзин
редактор алтайского отделения "Российской газеты":

- (Смеется). Что тут комментировать? Мы, в "РГ", не собираемся атаковать банки. Что тут еще сказать? Словом, без комментариев. И так все понятно.

Оксана Бассауэр
редактор "КП на Алтае":

- Я не считаю, что указание прокурора РФ - вынужденная мера. И не считаю, что это "наезд" на СМИ. Все хорошо, когда это разумно исполняется и разумными людьми. Возможно, такой документ сегодня нужен: чтобы остудить пыл каких-то СМИ, которые сеют панические настроения. Данная мера, на мой взгляд, касается изданий, которые немножечко зарываются. И не всегда пишут объективно, а выполняют какой-то "заказ".

Крупные издания не будут писать "на заказ". Но кризис не пропустят мимо, а постараются отражать объективно ситуацию, которая складывается в стране. Поэтому я думаю, что указание нужно. Но есть другой вопрос - как будет он исполняться: чтобы проверяющие работали не ради показателей. Говорить сегодня, что нас зажимают, все плохо - неправильно. Главное в публикуемых статьях - разумный подход к теме и профессионализм.

Роман Буслов
начальник отдела внешнеэкономической деятельности железнодорожного отделения АКБ "Зернобанк":

- Совсем недавно были громкие заявления главы государства о том, что правоохранительные органы должны пресекать всяческие публикации в СМИ, которые сеют панические настроения среди людей. Дело в том, что два уральских банка - "Банк-24" и "Свердловский губернский банк" - как раз "испытали" на себе такие людские настроения. Банкиры говорят, что у них массовый "поход" вкладчиков и одномоментное изъятие денег спровоцировали как раз атаки конкурентов.

Банки просто "завалили": когда люди выстраивались в очереди к банкоматам, очереди были "круглосуточные". Подобные случаи наблюдались в Приморье, в Центральной России. После этого президент и обратился к правоохранительным органам, чтобы сотрудники ведомств контролировали неуправляемые ситуации.

Часть информации по этим банкам, безусловно, распространялась по различным СМИ, в том числе, "желтым" газетам. Такое ощущение, что "кто-то" содействовал распространению панической информации. Возможно, что конкуренты этих банков "проплатили" статьи, а как результат – паника среди вкладчиков, разорение банков.

У нас, на Алтае… Лично я не знаю, чтобы у нас возникали аналогичные проблемы. Но я считаю, что сам журналист - все-таки "Закон о СМИ" предоставляет широкие полномочия корреспондентам - должен публиковать взвешенную информацию, не раздувать ее до невероятных размеров. Хотя, конечно, проблемы в экономике есть. Но повторю, что сейчас информацию надо давать взвешенную. Это дело совести каждого журналиста.

И не думаю, что прокурорский надзор будет "давить" на СМИ. Скажу банальную фразу: демократия – это не вседозволенность. И если распространяется информация, нужно иметь аргументы: либо свой анализ, либо мнения компетентных людей по озвученной проблеме. Но за свои слова отвечать надо. Скорее всего, прокурорская мера – призыв к разумности. Разумности сказанного, напечатанного и т.д.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость