Политика

Владимир Рыжков: Россия проходит кризис хуже, чем все остальные экономики мира

В минувшие выходные политик, публицист и общественный деятель Владимир Рыжков выступил перед участниками Алтайской Школы публичной политики и слушателями Школы гражданского образования. Он рассказал о том, как упало промышленное производство, как расходуется золотовалютный запас страны, и что, по его мнению, будет с рублем.

Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики.
Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики.
Анна Качурина

Владимир Рыжков:

Есть три модели кризиса, они были озвучены на форуме в Давосе. Участникам (около 2 тысяч человек) форума было предложено оценить вероятность осуществления одной из трех моделей: V-образной, U-образной и L-образной. Самая лучшая модель, о которой все мечтают, - это V-образная. Это быстрый спад и быстрый подъем, буквально через полгода. За возможность этого варианта высказалось меньшинство, около 15%-16%. Чуть хуже U-образная модель – медленный спад, а потом подъем, в течение двух – трех лет. Около 30% предположили именно этот вариант. Самый худший вариант – L-образная модель: упасть и остаться на нижнем уровне на неопределенное время. Такой вариант тоже около 15% человек выбрали. А 40% вообще затруднились предположить, что будет. Это то, как сейчас главы государств, правительств, топ-менеджеры ведущих компаний, которые в совокупности контролируют 80% мирового ВВП, крупнейшие бизнесмены мира, ведущие экономисты, в том числе нобелевские лауреаты по экономике оценивают возможные сценарии. Даже нобелевские лауреаты не знают ответа на вопрос, как будут дальше развиваться события. Мы вошли в период неопределенности, абсолютного тумана.

Главная проблема на сегодня – это неопределенность цен. Никто не знает, что сколько на самом деле должно стоить. Например, продавцы квартир считают, что квартиры должны стоить дорого, а покупатели должны стоить дешево. Поэтому продавцы держат высокие цены, надеясь жилье продать, а покупатели ждут, когда цены упадут. У нас сегодня сговор покупателей по всему миру, которые не согласны покупать квартиры по той цене, которая была год назад. Когда покупателям надоест шантажировать продавцов, когда наступит тот момент, когда они решат, что надо покупать, не знает никто. Это вопрос массового сознания. Может выйти фильм про хоббитов и после этого начнут покупать квартиры. Я утрирую, конечно.

Поэтому когда вам Кудрин говорит, что правительство РФ во второй половине года ожидает восстановление экономического роста… Люди, которые делают мировую экономику, понятия не имеют. А Кудрин знает. А может быть, он окажется прав – такое тоже возможно.

Россия проходит кризис хуже, чем все остальные экономики мира. У нас промышленное производство в сентябре упало на 2%, в октябре на 4%, в ноябре на 6%, в декабре на 8%. С каждым новым месяцем падение ускоряется. Т.е. мы вошли в депрессию. Среднемесячные темпы падения производства – 3,5%. Темпы падения хуже, чем были в 1991 или 1993 году и даже хуже, чем они были после дефолта 1998 года. За последние 60 лет это наихудшие 6 месяцев в истории нашей экономики. И по объему производства мы отброшены к 1977-1978 году. Это означает, что 20 лет наших реформ ничего не стоят. Это приговор всей нашей экономической политике не только путинской, но и ельцинской. Все достижения последних 8 лет уже потеряны за эти 6 месяцы. За полгода машиностроение упало на 42%, черная металлургия на 43%, химическая промышленность, нефтехимия – на 35%, производство стройматериалов – на 26%, угольная промышленность – на 16%, лесная и деревообрабатывающая – на 21%, легкая промышленность – падение на 32%. Официально правительство говорит о спаде в металлургии и автомобильной промышленности, а на самом деле валится все, даже пищевая промышленность.

В Китае по-прежнему 8-процентный экономический рост, в Бразилии, Чили, Аргентине, Мексике идет экономический рост, не падают арабские страны. У нас катастрофическая ситуация с национальной валютой. По уровню девальвации национальной валюты хуже нас только Украина. У нас падение фондового рынка составляет 80% (в Европе, Америке – 20-30%).

Если брать первые 20 мировых экономик, то у нас самая большая девальвация, самый большой крах фондового рынка, спад промышленного производства и самые большие темпы расходования золотовалютного резерва. Последняя цифра: золотовалютный запас России на пике (в 1998 году) было 598 миллиардов долларов. На 9 января было 426 миллиардов, через неделю спад до 396 миллиардов, еще через неделю, 23 января – 386 миллиардов. Это последние данные. 40% наших золотовалютных резервов утрачены безвозвратно. Куда потрачено 212 миллиардов долларов? На поддержку банковской системы - только в октябре из России "убежало" 50 миллиардов долларов – они были тут же конвертированы и вывезены за рубеж. Вы меня спросите, кого за это наказали? Я вас успокою, никого не наказали. Миллиардов 20 было потрачено на поддержку олигархов, все остальное – на поддержание курса рубля. При этом рубль был девальвирован с 24 рублей до 36, и это еще не конец, судя по всему.

Вот такая у нас картина маслом.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость