Политика

«Я буду настаивать на служебном расследовании»

Фигуру Сергея ШАБАЛИНА, назначенного на пост первого вице-губернатора в феврале этого года, политологи расценивали как компромиссный вариант, который может примирить краевой парламент и администрацию. Сам Сергей Алексеевич также расценивал свою новую должность не иначе как «предложение заняться антикризисным управлением». Но усугубления кризиса избежать не удалось.

Депутаты продолжали выражать свое недоверие губернатору Михаилу Евдокимову, а сам Шабалин вскоре после назначения лишился практически всех полномочий. Но губернатор не спешил увольнять экс-главу «Алтайэнерго». За него это сделал Михаил Козлов уже после гибели Михаила Евдокимова. Сергей Шабалин со своим увольнением не согласен и считает его незаконным. О своих планах по возврату в краевую власть, а также о том, как складывалась его карьера в стенах администрации, Сергей Шабалин рассказал в эксклюзивном интервью «ВД».

«На самом деле, я в отпуске»

Необходимо сказать, что Сергей Шабалин несколько раз переносил интервью. Говорит, что ожидал решения президента страны о представлении кандидатуры на пост алтайского губернатора. И только когда это произошло, Сергей Шабалин назначил встречу корреспонденту «ВД» в краевой администрации. В кабинете, на двери которого до сих пор весит табличка «С. А. Шабалин».

- Сергей Алексеевич, признаться, немного удивлен, что наш разговор проходит в стенах краевой администрации, ведь не так давно была официально озвучена информация о вашем увольнении.

- Я считаю, что решение о моем увольнении незаконно. Потому что в тот период времени, когда был подписан приказ о моем увольнении, я на самом деле находился в отпуске. Заявление о предоставлении мне отпуска было подписано Михаилом Сергеевичем Евдокимовым 25 июля. У меня есть копия этого документа. В заявлении на имя главы администрации края я написал: «Прошу вас предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам с 25 июля по 25 сентября». Михаил Сергеевич подписал: «ОК (отделу кадров. - Прим. «ВД».) оформить».

Оригинал этого заявления 1 августа принял и расписался в его получении Игорь Гниденко (начальник управления по вопросам государственной службы и организационному обеспечению администрации края. - Прим. «ВД».). Он должен был подготовить распоряжение о моем отпуске. Но, видимо, «дворцовые интриги» и желания некоторых заместителей главы администрации привели к тому, что это заявление куда-то делось. Я буду настаивать на служебном расследовании данного факта. Уволить меня, находящегося в отпуске, никто не имел права.

- В данный момент чем вы занимаетесь в администрации края?

- Сейчас у нас проходит представление нового главы администрации. Сегодня (беседа с Сергеем Шабалиным состоялась 24 августа. - Прим. «ВД».) была встреча с парламентариями, где Александр Карлин говорил о том, как собирается строить отношения и с депутатским корпусом и какие цели и задачи ставит перед собой. Я думаю, что завтра Александр Богданович будет все-таки утвержден краевым советом. После этого я подойду к нему как к главе администрации и доложу обстановку. Сообщу, что действия, касающиеся моего увольнения, были незаконны.

«Президент принял уникальное решение»

- Какие впечатления у вас остались от первой встречи с Александром Карлиным?

- Впечатления остались как от нормального, грамотного человека, прошедшего очень хорошую школу. Правда, школа эта в основном была связана с деятельностью прокуратуры и Министерства юстиции, но эта школа как раз и является нормообразующей. Благодаря этой практике он знаком со всеми законами, которые принимались в России, и знает, как законодательные акты влияют на конечный результат.

- Насколько для улучшения сложившейся ситуации в регионе оптимальна кандидатура Карлина?

- Президент принял уникальное решение, выбрав Александра Богдановича Карлина. Это федеральный человек, который прожил долгое время в Алтайском крае, прошел хорошую школу в Москве и достиг высокого уровня. Он является действительным государственным советником первого класса, который хорошо знает нормативную базу и умеет общаться с людьми. Я сегодня видел его первый раз и отметил, что он умеет общаться с аудиторией. Так что, думаю, он сможет найти общий язык и с законодателями, и с населением.

«Идея правительства мне импонировала»

- Сергей Алексеевич, давайте вернемся к тому моменту, когда вы появились в администрации края в качестве чиновника. Кто предложил вам занять пост первого вице-губернатора?

- Это предложение впервые поступило Михаилу Сергеевичу Евдокимову от Анатолия Васильевича Квашнина (полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе. - Прим. «ВД».). Это было в октябре 2004 года. Квашнин приезжал сюда, был в «Алтайэнерго», посмотрел, как мы подготовлены к зиме. И при встрече с Михаилом Сергеевичем предложил мою кандидатуру в качестве первого заместителя. В дальнейшем, когда через полгода возникли проблемы и недопонимание между администрацией края и депутатским корпусом, Михаил Сергеевич предложил занять мне эту должность.

- Михаил Сергеевич сделал это предложение лично или с вами переговоры вели сотрудники аппарата администрации?

- Предложение сделал лично он в феврале этого года. С Михаилом Сергеевичем Евдокимовым я был знаком очень давно. У меня с ним сложились нормальные дружеские, личные отношения. Поэтому мы встречались и по работе, и в минуты отдыха.

- Ваше назначение на пост первого заместителя и обещания о создании правительства были сделаны накануне того, как депутаты АКСНД были готовы вынести первый вотум недоверия Евдокимову. В результате этих действий «недоверия» удалось избежать. Со стороны это выглядело как временный антикризисный проект, наскоро придуманный политтехнологами в ночь перед сессией крайсовета…

- А что дает это впечатление? Может быть, действительно Михаил Сергеевич созрел именно в последнюю ночь, чтобы принять решение о необходимости создания правительства. Главное в другом, а именно в том, что появилось желание создать профессиональное правительство, которое могло бы качественно выполнять свои функции. Обеспечивать нормальное взаимодействие с депутатами. Евдокимов это осознал. Начал двигаться в этом направлении. Просто эту работу мы не довели до конца по ряду причин. Видимо, «машина» непонимания настолько раскрутилась, что остановить ее было очень тяжело.

- Почему же правительство так и не было создано?

- Для того чтобы создать правительство, требовалось большое количество времени. Надо было изменить законы. И одна из самых главных и принципиальных сложностей заключалась в том, что необходимо юридически менять статус главы администрации края на статус губернатора. На сегодняшний день законодательство Алтайского края устроено таким образом, что только глава края может являться председателем правительства. А чтобы он мог создать правительство, которое возглавил бы другой человек, глава должен перейти в разряд губернатора. Пришлось бы не только менять устав края, но и проводить новые выборы. Эти вопросы не могли решиться в течение одного месяца. На их решение потребовалось бы не менее года.

- Вам до сих пор нравится идея создания краевого правительства?

- Я считаю эту идею неплохой. Во многих регионах страны есть правительства. Они успешно работают. Я считаю, что профессиональный подход и принцип по подбору кадров должен быть всегда и везде.

- Какие личные цели вы преследовали, соглашаясь стать чиновником администрации края?

- Идея правительства мне импонирует. Именно на пост председателя этого правительства я и соглашался. Мы хотели разделить деятельность администрации на хозяйственную и политическую. Я как раз планировал и был готов взять на себя решение хозяйственных вопросов. А политикой должны заниматься губернатор и другие специалисты, которые более успешно владеют этим делом. Все. Ни больше ни меньше.

«Козлов мне не враг»

- Начав работать в администрации, как у вас складывались отношения с уже действующей командой губернатора?

- Нормально.

- Говорят, вас приняли в штыки и не особо любили?

- Я хочу сказать, что любви-то никакой не должно быть вообще. Когда работают профессионалы, никакой любви нет, а есть просто ответственный подход к делу, есть требования к исполнению поставленных задач. Если я, может быть, настойчиво требовал исполнения с какого-либо чиновника его обязанностей и это ему не нравилось, то назвать такую ситуацию нелюбовью будет просто некорректно.

- Сталкивались ли ваши интересы и интересы других членов команды?

- Прямых столкновений каких-то интересов не было. Каждый из нас ориентировался на выполнение поставленных перед ним задач. Когда депутаты выразили недоверие, тут Михаил Евдокимов начал очень сильно нервничать. Искать дополнительную поддержку, чтобы урегулировать ситуацию. И нашел других менеджеров, которые готовы были помочь ему в тот момент.

- Вы имеете в виду Михаила Козлова?

- Да, Михаила Сергеевича Козлова и тех, кто ему помогал.

- Какие у вас сложились отношения с господином Козловым?

- Я еще раз подчеркиваю свою принципиальную позицию: никогда не бывает ничего личного в работе. В рамках тех взаимоотношений, которые положены по должностным обязанностям, проблем у нас с Козловым не было. Другой вопрос, что я занимал место, которое хотел бы занять он. И он всячески пытался перераспределить полномочия между нами.

- В итоге все ваши полномочия были переданы Михаилу Козлову. Какие функции остались за вами?

- Участвовать в работе совета администрации края.

- Для вас такое положение было приемлемо?

- Если Михаил Евдокимов принял такое решение...

- То есть вы придерживаетесь позиции дисциплинированного профессионала, подчиняющегося...

- Начальнику? Да!

- Вы пытались как-то побороться за свои полномочия?

- Вопрос интересный. Понимаете, в чем дело. В любом случае Михаил Сергеевич Евдокимов сам определял, кто и чем должен заниматься. Понятно, что я пытался ему что-то объяснить или ответить на те вопросы, которые он задавал. Насколько устроили его мои ответы - это было ему решать. Заставить его поменять решение - выше моей компетенции.

- Вам не кажется, что Михаил Козлов просто сместил вас с должности и выжил из администрации?

- Я же ответил на этот вопрос, но с другой стороны! Понимаю, что вы пытаетесь подвигнуть меня к прямому вопросу: «Является ли господин Козлов моим врагом?». Нет, не является. Михаил Сергеевич любил экспериментировать. Может быть, один из его недостатков был как раз именно в том, что он слишком быстро менял людей. Человек за два месяца на любом посту не может себя ни реализовать, ни показать должным образом. Принимая человека на работу, следует оценить его на профпригодность. Потом - дать время показать, что он умеет работать. А уже дальше принять решение по его соответствию занимаемой должности. Если такого подхода нет, то о чем можно говорить? Просто в этом случае начинается та самая кадровая чехарда, за которую критиковали депутаты губернатора.

- До февраля 2005 года вы были депутатом и критиковали администрацию края, в том числе и за кадровую чехарду. После того как вы приняли предложение Михаила Евдокимова, ваш взгляд на то, что происходило в администрации края, изменился?

- Взгляд не изменился. Функции и миссию депутатского корпуса, будучи народным избранником, я пропускал через себя. Опыт работы и с депутатами, и с администрацией, я старался максимально использовать в своей работе на посту первого заместителя главы края, чтобы сгладить те шероховатости и недопонимание, которые возникали между администрацией и депутатами. Но у меня, для того чтобы выполнить эту задачу, было слишком мало времени.

Кто такой Сергей Шабалин

Сергей Алексеевич Шабалин родился в городе Новосибирске в 1958 году. Окончил Новосибирский электромашиностроительный техникум. Затем служил в рядах Советской армии. В 1987 году окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли по специальности «экономика и организация торговли». В 2000 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук.

Шабалин начал работать в компании РАО «ЕЭС России» в 1996 году в должности главного советника генерального директора по финансам и экономической политике ОЭС «Сибирьэнерго». Затем был начальником отдела планирования центрального диспетчерского управления по Сибири и Дальнему Востоку. В 1998 году Шабалин назначен генеральным директором по финансам и экономике «Кузбассэнерго», а на следующем этапе карьеры занял пост руководителя департамента по сбыту электроэнергии государственного предприятия «Концерн «Росэнергоатом». С октября 2001 года Сергей Алексеевич начал работать в компании «Алтайэнерго» в качестве гендиректора. На выборах 2004 года баллотировался на пост главы администрации края и в АКСНД. Губернаторские выборы проиграл, но стал депутатом крайсовета, в котором возглавил депутатскую группу «Объединенные депутаты».

В конце февраля 2005 года в карьере Сергея Шабалина произошли серьезные изменения. Он решил оставить пост в «Алтайэнерго» и окончательно уйти в политику, приняв предложение Михаила Евдокимова стать его первым заместителем и возглавить краевое правительство. 16 августа приказ об увольнении Сергея Шабалина подписал временно исполняющий обязанности главы администрации края Михаил Козлов.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость