Под ГЭС оформлено 450 га
- Когда вы пришли на проект «Горно-Алтайская ГЭС», в каком состоянии он был?
- Было одно - обоснование инвестиций и желание работать.
- Решение возглавить ГЭС было отчасти вынужденным?
- Когда я был директором «Алтайэнерго», писал докладную Анатолию Чубайсу о необходимости строительства этой ГЭС. Она нужна для устойчивости энергосистемы, для надежного энергообеспечения жителей края и республики. Но в период реформы электроэнергетики никто к этому серьезно не отнесся. Уйдя из «Алтайэнерго», из администрации края, я поставил перед собой задачу довести проект до конца.
- В каком состоянии сейчас находится строительство?
- На сегодня размещены все акции дополнительного выпуска в размере 408,5 млн. рублей, зарегистрирован отчет о размещении акций. Оформлено более 450 га земли в собственность. В этом году мы начинаем строительство моста через реку Катунь - он является технологическим, так как основные гидросооружения будут находиться на левом берегу. В феврале-марте планируем подписать генеральное соглашение по инвестированию на всю сумму, необходимую для строительства. Это порядка 7,5 млрд. рублей.
- Основным акционером ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» стала «Росгазификация». Какова политика нового собственника?
- На самом деле «Росгазификация» не имеет ни одной акции ОАО. Есть управляющая компания «Гидроэнергокомплекс», которая работает с «Росгазификацией». Она владеет на сегодня около 51% акций. Собственники сориентированы на строительство, намерены привлекать финансовые ресурсы.
- Экологические проблемы стройки ушли на задний план?
- Все озвученные экологические проблемы были по большей части надуманными. Многие заговорили о них, чтобы показать свою значимость, получить политическое влияние, то есть хотели заработать на проблемах. Но сейчас нет другого источника энергии, который был бы более экологичен, чем гидроэнергетика. Особенно когда речь идет о горных местностях. При строительстве Горно-Алтайской ГЭС ни одного населенного пункта не будет затоплено. С археологами все отрегулировано, они произвели необходимые раскопки, все захоронения вдоль побережья будем выносить. Это входит в планы нашей работы. Одним словом, на историческое и культурное наследие региона строительство объекта никак не повлияет. В зоне устроительства гидросооружений получены необходимые согласования и разрешения.
Гидроэнергетика и газ
- Сейчас вы кто больше - политик или хозяйственник?
- Я стараюсь максимально не вмешиваться в политические процессы. Использую политическую трибуну только для решения хозяйственных вопросов, в частности для строительства ГЭС. Когда шел на выборы, у меня было четыре основных направления: ГЭС, газ, переработка мусора и туризм. Я говорил, что буду активно работать в этих сферах, ничего другого не обещал.
- Вы не считаете, что гидроэнергетика и газ - понятия взаимоисключающие, если отталкиваться от себестоимости выработанного киловатта?
- Одно другому вообще мешать не может. Республика Алтай и Алтайский край - энергодефицитные регионы как по тепловой, так и по электроэнергии. Использовать электроэнергию для производства тепла экономически нецелесообразно. Для выработки тепла нужен газ, он удобен и технологичен. Да, в любом случае газ будет дорожать, потому что его надо добывать, транспортировать, и при сжигании он все равно производит СО2. Меньше, чем угольные станции, но тем не менее выделяет. Однако любое производство на территории - это уже доход: налоги, рабочие места и все остальное.
Без комментариев
- Как бы вы могли прокомментировать проверку деятельности «Алтайэнерго» со стороны Счетной палаты России. Была информация, что против менеджмента компании возбужден ряд уголовных дел…
- Я не знаю, чтобы на основании заключения Счетной палаты было что-то возбуждено, что-то там такое происходило... Кто вам такое сказал?
- В каких вы отношениях вы были со следующим директором «Алтайэнерго» Юрием Касьяновым?
- Да ни в каких! Сдал ему дела, передал бразды правления - и все.
- Что вы сами считаете своими успехами в «Алтайэнерго», а что - просчетами?
- Компания была банкротом уже в 2001 году. Когда я пришел туда, она имела 3 млрд. рублей убытков. За 2002 год мы вывели предприятие на текущую безубыточность. Нам удалось обеспечить нормативные запасы топлива, до этого их хватало только на неделю. За три года мы отремонтировали больше теплотрасс, чем за предыдущие 10 лет. Благодаря проведению ремонтных работ отказы технологического оборудования начали снижаться. Посмотрите статистику тех лет, статистика - вещь упрямая. Да, мы не покрыли накопленных прежде убытков. При установленной РЭК в энергетике рентабельности в 5% для покрытия этих долгов потребовалось бы 20 лет. За период моей работы в «Алтайэнерго» рыночная стоимость акций компании выросла более чем в 10 раз.
- Говорят, что в «Алтайэнерго» вам удалось создать команду и что у вас всегда был полный кабинет народа. Вам этого не хватает на ГЭС?
- Было такое ощущение. Есть такая поговорка «генерал без армии». Это как голый король, когда планов громадье, а исполнять некому. Дефицит человеческих ресурсов, конечно, ощущался.
- И как удалось с этим справиться?
- Однажды просто перестал чувствовать себя голым (смеется).
Надо управлять процессом
- В свое время у вас был девиз «Надо работать над собой». За то время, что вас не было на политической арене края, что-то в вас изменилось, может, девиз поменялся?
- Этот девиз не может измениться. Человек должен работать над собой, пока он живет. Уважение к нему других людей, его возможность что-то в этой жизни сделать зависят от того, как человек выучился, насколько физически крепок, насколько последователен в своих действиях, насколько решителен в выполнении поставленных задач… Это все работа над собой.
Когда руководишь большой организацией, то, как правило, не хватает времени на то, чтобы посмотреть на себя со стороны. Погружаешься в работу и пашешь-пашешь-пашешь. Окружающие люди начинают считать, что ты стал другим, более злым, жестоким, эгоистичным. Все пороки, которые у человека есть, у любого большого руководителя присутствуют.
Став руководителем ГЭС, я смог посмотреть на себя со стороны. Понял одно: надо любить людей, свою гордыню спрятать в максимально далекий ящик и просто жить и стремиться вперед. Сейчас я тоже веду достаточно активную жизнь. Как правило, раз в неделю по делам приходится летать в Москву, каждую неделю ездить из Новосибирска в Республику Алтай. Мне кажется, если меня остановить, я умру.
- С чем связана ваша несостоявшаяся покупка новосибирской нефтебазы «Красный Яр»? Хотели заняться чем-то другим?
- Нефтебаза была одним из моих проектов, но сказалась ограниченность во времени, был конец года. С банком я договорился, он готов был выделить кредит, но пошли чисто технические временные накладки, и я не успел вовремя проплатить.
- Очевидно, что у вас сохранились интересы в электроэнергетике. Намерены ли вы участвовать в покупке акций компании «Алтайэнергосбыт» или «Барнаульской горэлектросети»?
- У меня нет столько денег. Я бы с удовольствием купил эти активы полностью, но долю менее 51% в них покупать не стоит. С таким пакетом нельзя управлять процессом.
Специальный вопрос
- Ваша работа в «Алтайэнерго» после ухода оценивалась по-разному. Анатолий Чубайс сказал, что «Шабалин - наша ошибка». Как бы вы могли это прокомментировать?
- Таких заявлений от Чубайса я сам не слышал, поэтому ничего комментировать не буду. Если кто-то из моих недоброжелателей от его имени что-то сказал, пусть это останется на их совести. За полгода до этого Чубайс, например, называл меня лучшим менеджером. Думаю, что эта фраза была вырвана из некоего контекста моими политическими оппонентами.
О чем еще рассказал Сергей Шабалин
О деле на 1 млрд. рублей
- Это уникальный, единственный в России иск энергокомпании, когда была обозначена ответственность исполнительной власти (администрации Алтайского края. - Прим. «ВД») о принимаемых решениях по регулированию тарифов. Мнимая экономия на тарифах региональной энергетической комиссии загоняла энергосистему в тупик, вынуждая экономить на ремонтах. Это не политический подход и не забота о людях. Потому что сэкономили две копейки, а потеряли десятки жизней из-за аварий и изношенности оборудования.
Об энергореформе
- В ней возникла разноведомственность. Нужен какой-то контролирующий орган, который мог бы все отрегулировать, всех на место поставить. Существующее законодательство и необходимость учитывать интересы собственников земли при строительстве энергообъектов приводят к временным и денежным затратам. Темп реформы теряется, а значит, тормозится и развитие экономики в целом.
О частных инвестициях
- Инвестиции в энергетику будут, потому что 5% рентабельности хоть и мало, но они есть. Многое зависит и от стоимости инвестиций. Если инвестор приходит с низкими ставками, то срок окупаемости будет коротким. У нас на ГЭС ожидается приход инвестора со ставками 7% годовых - это нормальная ставка. Бума вложений в ближайшее время в энергетику ожидать не стоит: строительство и отдача долгая. К тому же отрасль политизирована.
Досье
Кто такой Сергей Шабалин
Сергей Алексеевич Шабалин родился 12 мая 1958 года в Новосибирске. Окончил Новосибирский электромашиностроительный техникум и Новосибирский институт советской кооперативной торговли. Трудовую деятельность начал в 1974 году в проектном институте "Новосибгражданпроект". В 1991-1996 годах занимал должность гендиректора страховой фирмы "АСОПО" (Новосибирск).
В РАО "ЕЭС России" работал с 1996 года. В разное время занимал должности главного советника по финансам и экономической политике гендиректора "Сибирьэнерго" (Красноярск), начальника службы планирования и учета платежей дирекции по Востоку и Сибири в "Центре диспетчерского управления «ЕЭС России», заместителя гендиректора по финансам и экономике "Кузбассэнерго". С 1999 по 2001 год возглавлял департамент по сбыту электроэнергии в концерне "Росэнергоатом" (Москва). С 2001 по 2004 год работал генеральным директором "Алтайэнерго". Был депутатом АКСНД. В первом туре последних губернаторских выборов занял третье место после Евдокимова и Сурикова. Сейчас - генеральный директор компании «Горно-Алтайская ГЭС», депутат Эл Курултая Республики Алтай.
Самое важное - в нашем Telegram-канале