Политика

Является ли "Единая Россия" настоящей партией?

Пути развития политической партии "Единая Россия" уже вторую неделю обсуждают Интернет, медиа и политические сообщества. Рассматриваются разные варианты – от ребрендинга после президентских выборов до полной ликвидации. Один из основных аргументов, который приводится в качестве доказательства грядущих перемен, – премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин в ходе предвыборной кампании делает ставку на созданный в мае 2011 года "Общероссийский народный фронт", а от "Единой России" максимально дистанцируется. 

Олег Кашин,
журналист:

Мы с лидерами "ЕР" находимся сейчас примерно в одинаковом положении. Ни я, ни они ничего не знаем о том, какое будущее ждет партию. Наверняка в каком-нибудь кремлевском сейфе уже лежит "стратегия развития", в результате которой "ЕР" ничего хорошего не ждет, но я не думаю, что ее покажут.

Какую роль играют сейчас в жизни России политические партии?

 

Январь 2001 года

Январь 2012 года

Практически никакой

19

13

Минимальную

20

21

Незначительную

28

31

Значительную

11

20

Очень большую

10

6

Нет ответа

12

10

Опрос 1 600 человек проведен "Левада-центром". Данные приведены в % от числа опрошенных.

Бренд "ЕР" могут аннулировать

Юрий Чернышов,
директор Алтайской школы политических исследований, профессор:

Я помню, как исчезло движение "Наш дом Россия". Тысячи людей работали в аппарате, агитировали за "ценности", но потом в одночасье НДР как бы растворилась в воздухе. И практически никто из активистов не проявил верность движению. Да и отчетов о том, куда делись деньги, тоже не было. Затем появилось "Единство", следом – "Единая Россия". Произойдет ли подобное сегодня?

Нужно учитывать, что в России при явной неразвитости партийной системы и традиционно высокой роли бюрократии понятие "партия власти" означает нечто иное, чем просто "правящая партия", которая победила на выборах и сформировала правительство. Это скорее форма объединения властвующей элиты, унаследовавшей многое из опыта прежней "руководящей и направляющей силы" – КПСС.

В условиях усиления вертикали власти, сворачивания парламентаризма, ограничений свободы СМИ и отмены выборов губернаторов и мэров "ЕР" превратилась в стоящую над обществом корпорацию людей, контролирующих одновременно и власть, и собственность. Пребывание в ней стало для многих залогом успешной карьеры и богатства.

На данный момент имидж "ЕР" оказался серьезно испорченным в связи тем, что обществу стали известны многие эпизоды системной коррупции и фальсификации выборов. Именно поэтому выражение "партия жуликов и воров" получило такую популярность в  политической риторике. Учитывая данное восприятие бренда "ЕР", он вполне может быть аннулирован с одновременным перетеканием правящей элиты в какое-то новое квазипартийное объединение.

Много ли пользы будет обществу от "перетекания"? Для преодоления застоя, административного произвола и коррупции недостаточно смены партийных вывесок, нужно регулярное обновление элиты, развитие конкурентной среды, высвобождение творческого потенциала людей, чтобы гражданское общество, растущее "снизу", могло контролировать действия власти. Движение в этом направлении вряд ли будет скорым, но без него невозможно  развитие России.

Их кризис будет нарастать

Владимир Рыжков,
сопредседатель незарегистрированной партии "ПАРНАС":

Очевидно, что "Единая Россия" находится в глубоком системном кризисе. Это выразилось в самых низких результатах на думских выборах за все последние годы. Притом, что те результаты, которые были объявлены, не соответствуют действительности. Никаких 49 процентов не было, консенсусное мнение большинства специалистов по выборам состоит в том, что они получили максимум 35. Не больше. На самом деле они прои­грали, и у партии не должно быть имеющегося большинства в Думе.

Кроме того, это огромный репутационный кризис, потому что с "Единой Россией" люди связывают произвол, коррупцию, де­градацию образования и здравоохранения, рост числа миллиардеров на фоне обнищания населения, рост тарифов на услуги. Это имиджевый и политический кризисы, кризис доверия – все они в партии  налицо.

Скорее всего, выхода нет. Ситуация в стране не улучшается. С 1 июля грядет рост тарифов, это снова ударит по людям. Могу сказать, что кризис правящей партии будет нарастать. Независимо от результатов президент­ских выборов. Я не вижу в руководстве партии ярких лидеров. Грызлова уже не вспоминают, Нарышкин – серый, Неверова никто не знает, Говорухин – скандалы каждый день. Ребрендинг такой партии уже не поможет. Их так и будут называть партией жуликов и воров. А члены "ЕдРа" уже сами бегут от нее, как от чумы. Например, на выборах в Москве они уже баллотируются как самовыдвиженцы, а не от партии. Так что предпосылок к оптимистичному прогнозу нет.

"Портфель ресурсов" не исчерпан

Борис Трофимов,
руководитель регионального политсовета "Единой России":

После выборов партия власти останется партией власти, что бы там ни говорили. Что касается внутреннего ребрендинга, то он, безусловно, будет. Будут внутренние преобразования партии, направленные на дальнейшую демократизацию общества. Они происходят постоянно, и нельзя говорить, что вот ничего не было, а потом вдруг партия взяла и начала как-то быстро меняться. А если говорить о смене внешней атрибутики, то для нее я не вижу никаких оснований. Если кто-то замечает, что мы ходим на митинги с партийными флагами или без флагов, то и пусть замечает, это ничего не значит. Главное, что мы на митинги ходим и по-прежнему открыто высказываем свою позицию и поддержку власти.

Хочу также заметить, что наш "портфель ресурсов" не исчерпан. Наоборот, все, что касается демократизации России и развития гражданского общества, находит отклик в наших делах. Планов и проектов, которые еще не реализованы, очень много. Признаков пессимизма, паники и уныния в партии нет. "Единая Россия" будет существовать независимо от результатов выборов. На 21 марта намечена краевая конференция членов партии. Кстати, запланирована она была еще в декабре, что является еще одним аргументом в пользу того, что все идет по плану.

Опрос. А вас звали в партию?

Евгения Трощий,
предприниматель, член Общественной палаты:

Да, меня звали в "Правое дело". И я бы пошла, мне нравилась идея и программа. Но оттуда "ушли" Прохорова, и все изменилось в корне. Так что осталась беспартийной. Вступить, например, в КПРФ или "Единую Россию" стремления не было.

Сергей Тимченко,
арбитражный управляющий:

У меня коллекция партбилетов! Начиная от КПСС и заканчивая СПС. Вступать в "Единую Россию" у меня не было необходимости. Я недавно услышал выражение: "Лучше иметь дочь-проститутку, чем сына-политика". Последнее время после общения с политиками возникает одно желание – помыться.

Борис Чесноков,
президент Алтай­ской торгово-промышленной палаты:

Я беспартийный – в этом моя позиция. Дело в том, что членами организации, которой я руковожу, являются более 400 предприятий. Их руководители придерживаются разных политических взглядов, а общаюсь я со всеми. Ведь наша общая задача – содействие экономическому развитию. Так что лучше стремиться к этой цели.

Является ли "Единая Россия" настоящей партией?

Ярослава Шашкова,
доцент кафедры политологии факультета политических наук Алтайского госуниверситета:

Классические политические партии возникают в результате институционализации определенных интересов. И в этом отношении возникновение "Единой России" ("ЕР") соответствует общим законам политики: играя по правилам развития системы парламентаризма, российская власть была вынуждена сформировать собственную партию. Это такая форма приспособления российской власти к эпохе публичной политики.

Однако эксперт отмечает, что российская "партия власти" имеет лишь внешнее сходство с доминантными партиями в мировой политической практике: широкими коалициями элит, которые выдвигают лидеров и формируют курс исполнительной власти. "Единая Россия" же сама зависима от исполнительной власти, возвышающейся над всеми общественно-политическими образованиями.

– В создании "ЕР" выразились стремления власти обеспечить себе гарантированную поддержку в форме партии, сконструированной по своему образу и подобию, и приблизить российскую партийную систему к западным аналогам, – говорит г-жа Шашкова.

– "ЕР" подобна луне, которая не сама светит, а "отражает свет" власти. Она не имеет собственной политики – в том смысле, что не является ее инициатором, – объясняет политолог. – Центр управления находится вне партии – в руках влиятельных чиновников, которые, придавая ей политический вес, сами от нее не зависят.

"Закон самосохранения любой партии требует от нее хотя бы имитации самостоятельности и автономности. Вместо идеологии у партии есть „товарные медиалейблы“ в виде „имиджевых фигур“, призванных символизировать связь организации с населением и его интересами. Как правило, это представители научной или художественной интеллигенции, спортсмены и т. д.".

– Сейчас "Единая Россия" повторяет судьбу партии "Наш дом – Россия", от которой власть тоже дистанцировалась после ее проигрыша, – считает Ярослава Шашкова. – Такие партии ценны до тех пор, пока являются достаточно эффективным инструментом контроля над политическим пространством. Как только эффективность снижается – создается другая структура с новым названием, в которую "перетекают" представители элиты.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость