Юрий Гончаров,
доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории АлтГУ:
В последние годы среди историков-русистов теория модернизации является очень популярной. Мне приходится много читать диссертаций, в которых есть такой обязательный подраздел, как методологическая основа, которая внедряется в качестве теоретической основы. В современной исторической науке история модернизации является ключиком.
Сейчас мы живем в период очередной модернизации. Историки понимают модернизацию очень просто – переход от традиционного общества к современному.
Модернизация зародилась в Европе и к концу 17 века подошла к границам России. И в России она шла волнами, начиная от большой петровской волны. Историки-русисты, говоря о модернизации, сравнивают ее с процессами на Западе.
Специфика российской модернизации объясняется такими словами, как догоняющая модернизация, потому что традиционные процессы начинаются в России позже, чем в Западной Европе.
Основная черта модернизации в России - она всегда начинается по инициативе государства и в интересах государства. И даже великие реформы Александра III проводились не в интересах крестьян и помещиков, а только в интересах государства.
В чем заключаются модернизационные волны в России – это когда очередная волна модернизации перемежалась периодом, когда страна переваривала реформы, и после чего следовала очередная волна. Эти волны чаще всего были вызваны необходимостью ответа на внешний вызов.
Если говорить о России, то наша специфика заключается в формах и методах модернизации. Основные направления модернизации - урбанизм, формирование гражданского общества, развитие образования, формирование демократической семьи, развитие технологий.
И если модернизационные процессы в Европе и России проходили по одному направлению, то методы значительно отличались.
В России модернизация консервативна. Это приводило к тому, что несмотря на модернизационные волны отсталость России постоянно возобновлялась. Что приводило к необходимости очередной волны модернизации и история повторялась по спирали.
Говоря о Столыпинской модернизации, нельзя не упомянуть про Алтай. Алтай стал фокусом всех реформ Столыпина. Они связаны прежде всего с аграрными преобразованиями. Реформа была направлена на разрушение общины и переселение крестьян на Алтай. В результате этих масштабных преобразований в Сибирь переселилось около 3 миллионов человек (полмиллиона вернулось обратно). На территорию современного Алтайского края переселилось 750 тысяч человек. Было основано 3,5 тысячи населенных пунктов и введено в оборот 5 миллионов га земли.
В результате произошли значительные сдвиги на Алтае. Именно он был центром переселения.
Ежегодно на Алтае в экономике наблюдался рост 25%. В Санкт-Петербурге даже не верили этим цифрам. Столыпин лично решил посетить Алтай с экономической разведкой и проверить.
Результаты были впечатляющими. Развитие сельхозпроизводства и развитие инфраструктуры подхлестнуло развитие кооперативного движения. Один за другим на Алтае начинают появляться кооперативы – потребительские и маслодельческие. Появилась возможность вывозить алтайское масло заграницу. И дело стало выгодным, масло оказалось конкурентоспособным. А вокруг стало развиваться производство сепараторов.
Кооперативное движение имело огромное общественное значение. Кооперативы разрастались и преобразовывались в организации, которые брали на себя функции социальные, общественные.
Можно ли признать столыпинскую реформу успешной? Да. Если до сих пор деятельность Столыпина оценивается неоднозначно, то уж что касается Алтая - успешность его модернизационных реформ очевидна. Но считать их завершенными нельзя. Алтайское маслоделие рухнуло, кооперативное движение не восстановилось, и ячейки гражданского общества только-только начинают возрождаться.
Самое важное - в нашем Telegram-канале