Потребитель

"Айфон" с русской душой

Московский бизнесмен Михаил Дворкович на днях заявил, что отказывается от американских товаров. Написал он это в американской соцсети Twitter с помощью американского телефона iPhone (если быть совсем точным, на корпусе аппарата написано, что он разработан в Калифорнии и собран в Китае). Следом министр связи Николай Никифоров призвал отказаться от американского программного обеспечения. Об этом он сообщил в американской сети Instagram.

Термин "импортозамещение" в последние недели вообще стал весьма моден. Почти национальная идея. За последнее время видел не одного человека, который надеется на то, что ослабление рубля, удорожание импорта и западные санкции дают редкий шанс российскому производителю.

Вот типичная реплика, которую пришлось услышать: "А что, даже хорошо, если иностранных продуктов не будет — перестанем травиться химией, начнем есть натуральное". Я, правда, не очень понимаю, что мешает людям покупать натуральное и отечественное сейчас. Я, например, и раньше предпочитал финскому сливочному маслу алтайское. Но есть целый ряд товаров, у которых в принципе нет отечественных аналогов. И я могу назвать как минимум три причины, почему в ближайшее время они не появятся.

Во-первых, импортная составляющая на данный момент настолько велика, что отказаться от нее в одночасье просто невозможно. По оценкам Центра развития ВШЭ, доля импорта в структуре потребления россиян составляет 45%. Представители розницы говорят, что импортная составляющая в продуктовом производстве достигает 40%. И это не только сами продукты, но и упаковка, оборудование. А знакомый врач рассказывает, что в медицине доля отечественных компонентов стремится к нулю. Импортное здесь почти все: от лекарств до кушеток.

Во-вторых, российские малые предприятия не развиваются не из-за гнета импорта. А из-за отсутствия условий для работы, когда, например, ИП проще уйти в тень, чем платить неподъемные страховые взносы и отбиваться от рэкета проверяющих структур.

В-третьих. Допустим, полностью заменим то же финское масло алтайским, а бордосское вино крымским (хотя в этом случае обмен, мягко говоря, неравноценный). Но где возьмем технологии? Ладно, можно скопировать Twitter — уже есть удачный опыт с "вКонтакте", похожим на Facebook. Но русский "а­йфон", разработанный в Сколково, все равно придется собирать в Китае.

Так что начинать надо не с демонстративных отказов, а с либерализации условий ведения бизнеса, стимулирования научных разработок и прочих простых шагов. А иначе получится, как в 1997 году, когда первый вице-премьер Борис Немцов решил пересадить всех чиновников на отечественные авто. Пересели. Но в гаражах администраций стали появляться "Волги" с английскими двигателями и прочей иностранной начинкой. Есть и более свежий пример. Первый отечественный смартфон Yota — с русской инструкцией и корейскими комплектующими.

А мечта Немцова, кстати, так и не сбылась: чиновники ездят отнюдь не на "Волгах", а на Горьковском автозаводе с прошлого года собирают Chevrolet и Volkswagen. Да и "импортозаместитель" Немцов уже давно не первый вице-премьер.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость