Потребитель

Бизнес или социальная отрасль? Руководитель энергокомпании – о тарифах, судах с правительством и объединении электросетей

Николай Пантелеев, директор филиал «Россети Сибирь» — «Алтайэнерго» — дал интервью в не совсем обычной манере: он сам несколько раз задал вопросы. Мотивом стали экономические показатели: второй год филиал получает убытки. На вопросы директора altapress.ru не ответил. Но зато узнал у руководителя, откуда берутся убытки и почему энергетики судятся с Республикой Алтай за 912 млн рублей, а также выяснил, как они обеспечивают надежное энергоснабжение и чем приходится жертвовать, когда денег на все не хватает.

Николай Пантелеев, директор филиал «Россети Сибирь» — «Алтайэнерго».
Николай Пантелеев, директор филиал «Россети Сибирь» — «Алтайэнерго».
ПАО «Россети Сибирь»

Первый шаг

- Николай Анатольевич, в какой стадии решение вопроса о выравнивании тарифов с Республикой Алтай? К чему пришли в конце концов? Говорили, что в этом случае электричество в крае подорожает.

- Изначально в Республике Алтай рассчитывали выровнять тарифы для конечных потребителей – населения региона. В этом регионе потребители действительно платят за электроэнергию больше, чем в Алтайском крае.

Но с точки зрения нормативной базы это оказалось не просто. Поэтому первым шагом стало установление единого для двух регионов тарифа на передачу электроэнергии только для категории «прочие потребители». Такой тариф утвердили, он действует с 1 июля. В Республике Алтай он стал ниже на 37%.

- В итоге для кого электричество подешевело и подорожало?

- Цена электроэнергии уменьшилась для категории «прочие потребители» – малого и среднего бизнеса Республики Алтай. А для Алтайского края ничего не поменялось. Тариф на передачу для «Горно-Алтайских электрических сетей» подровняли под наш.

- Раскройте секрет: за счет чего удалось снизить тариф?

- За счет того, что выпадающие доходы «Горно-Алтайских электрических сетей» будут субсидировать из федерального бюджета. Такое решение тоже принято на совещании у вице-премьера правительства РФ, вписано в протокол. Бюджету это обойдется в 237 млн рублей в год.

Есть в этой ситуации положительный момент и для нас. В результате проведенных совещаний на федеральном уровне и внесения изменений в нормативно – правовые акты расходы за переток электрической энергии в смежные субъекты не будут изыматься из необходимой валовой выручки Алтайэнерго.

ПАО «Россети Сибирь»

Взыскивают с минфина

- Раньше бюджет напрямую не финансировал электросетевым компаниям такие выпадающие доходы. Вы считаете, это решение правильным?

- То, что у нас появится законный источник финансирования этих расходов, я считаю положительным моментом. Хотел бы напомнить, что с 2016 года филиалу не компенсируют расходы по перетоку электроэнергии в Республику Алтай. При этом наш регулятор признал, что мы несем затраты, что они обоснованные. Но он считал, что оплачивать их должны потребители не Алтайского края, а Республики Алтай.

Однако в Республике Алтай это тоже не оплачивали. В итоге за пять лет накопился долг – 1,1 млрд рублей. Часть этого долга – 912 млн рублей – мы взыскиваем в суде с министерства финансов Республики Алтай. Уже назначена экспертиза, решение ожидаем в ближайшее время.

- Если вы выиграете суд и вам не заплатят, вы отключите объекты, принадлежащие региону?

- Мы не намерены применять жесткие меры. Процедура взыскания долга не будет связана с введением ограничений подачи электроэнергии потребителям.

- Будут ли объединять «Алтайэнерго» и «Горно-Алтайские электросети»?

- Поручение об объединении этих филиалов компании «Россети Сибирь» дано правительством России группе компаний «Россети». Сейчас проходят корпоративные процедуры, направленные на реализацию этого поручения. В ближайшее время, если ничего не изменится, объединение состоится.

Но потребители этого не почувствуют, большинство работников филиала «Горно-Алтайские электросети» тоже. Скорее всего, произойдет лишь небольшая оптимизация управленческого персонала, ну и изменятся названия некоторых должностей.

Опасные пределы

ПАО «Россети Сибирь»

- Как влияет на конечную цену электроэнергии тариф на передачу?

- В структуре цены доля распределительных электросетей – 28%. Доля «Алтайэнерго» – 17%, но мы и занимаем 63% рынка Алтайского края. Еще 53% получает оптовый рынок – это плата за производство электроэнергии, 6% - Федеральная сетевая компания, которая доставляет в регион электроэнергию. Сбытовая надбавка - 13%. С 2017 года прирост сбытовой надбавки составил 185%, а тариф на передачу электроэнергии снизился на 2%.

- Какова будет рентабельность компании в 2021 году?

- «Алтайэнерго» получит убыток (- 485) млн рублей. В 2022 году мы прогнозируем рост убытков до 500 млн - но это без учета компенсации в 200 млн, так как постановление правительства пока не подписано… Вот, на ваш взгляд, электросетевая компания работает в рыночных условиях и в бизнесе или это социальная компания?

- Отвечу вопросом на вопрос: а как вы считаете?

- Давайте порассуждаем. Как регулируется цена, например, на гречку? Гречки не хватает – цена растет, ее слишком много на рынке – падает. У нас в течение года вне зависимости от погодных условий, нагрузки и спроса цена одна и та же.

И более того, ежегодно Федеральная антимонопольная служба устанавливает предельный рост тарифа на передачу, независимо от уровня фактической инфляции и роста цен у поставщиков. На протяжении нескольких лет этот предел составлял 2,8-3%. На 2022 год он еще не установлен, но, согласно сценарным условиям, составит 3,5%.

Что такое 3,5% для нашей ремонтной программы, если 70% от нее – затраты на сырье, материалы, оборудование, а металл за год подорожал как минимум вдвое?

ПАО «Россети Сибирь»

- Многие компании говорят – ничего личного, только бизнес, повышаем цены, так как наши поставщики их вздули.

- Они перекладывают свои издержки на потребителей. И мы с вами идем и платим больше. Итоговый результат в бизнесе – всегда плюс. Если он будет работать с минусом, то уйдет в банкротство.

А электросетевая компания не может поднять свой тариф из-за того, что наши поставщики подняли цены на все. При этом есть обязательные требования Ростехназора и других контрольно-надзорных органов. Есть требования «Системного оператора», которые мы тоже не имеем права не выполнить - иначе не получим паспорт готовности. Так мы рыночная компания или социальная?

Факт

Минэнерго РФ выдало «Алтайэнерго» паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2021-2022 с максимальным индексом – единица.

Не цифры, а беда

- Несколько лет обсуждается такая резонансная тема, как отмена льготного подключения. Но вы же выигрываете от того, что у вас появляются новые потребители. Почему вы за отмену?

- Затраты на одно техприсоединение в среднем в «Алтайэнерго» составляют около 433 тыс. рублей. Обычно заявитель платит порядка 55 тыс. рублей, население – по 550 рублей. Но не только в этом дело.

Вот график: динамика потребляемой и используемой мощности. Вот то, что мы построили. Ежегодный прирост мощности на основании договоров техприсоединения – 90 мегаватт. А вот мощности, которые используются по факту – их в четыре раза меньше. Три четверти не используются вообще. Для кого мы строим? Где здесь доход?

ПАО «Россети Сибирь»

- А вы не можете отказаться от каких-то необоснованных проектов?

- Не можем. По закону после того, как к нам обратятся с заявкой на льготное присоединение, мы не имеем права отказать. Компания обязана заключить договор и в течение шести месяцев подвести линию. Хотя договор – это волеизъявление двух сторон.

- Почему люди отказываются от присоединения?

- Их затраты небольшие, а ответственности они не несут никакой. Судебная практика показывает: мы можем взыскать с такого потребителя только в объеме понесенных им затрат. Он же договор не расторг, акт техприсоединения подписал – только не потребляет.

Это не просто цифры, это беда. Я часто привожу историю с Красногорским районом. Местный житель подал заявку – нужно было подвести к пасеке линию длиной 18 километров, по горам. Наши затраты составляли около 19 млн рублей. Мы пригласили этого пасечника, предложили – купите себе дизель. Пасека - это же всего три месяца, пятикиловаттный дизельный двигатель стоит 30 тыс. рублей – а он заявился на мощность 1 кВт. Человек не согласился. Глава района тоже разговаривал с ним на эту тему, потому что сэкономленные деньги можно было потратить на ремонт сетей в районе – там, где это остро необходимо. Но и этот диалог не принес результата.

- И вы построили?

- Да, потому что заявитель подал на нас жалобы президенту, губернатору, в прокуратуру, в ФАС. Мы опоздали на четыре дня, за нарушение сроков компанию оштрафовала антимонопольная служба на 100 тыс. рублей. Знаете сколько за год он потребил киловатт-часов? Ноль. Он просто не стал ничего там делать.

ПАО «Россети Сибирь»

Социальная нагрузка

- Государство не делало попытки компенсировать вам затраты на льготное подключение? Это же оно установило такие правила.

- Нет. Вот я вам в начале разговора задал вопрос: мы бизнес или нет? По-моему, не бизнес в чистом виде точно. Электросетевые компании несут социальную функцию, и их все больше этой функцией нагружают.

Например, в октябре правительство России внесло изменения в правила, по которым владельцы садовых участков могут самостоятельно, минуя садоводческое товарищество, обратиться к нам с заявкой на прямое подключение. За два дня после вступления в силу новой нормы к нам поступило 54 заявки.

- Это сделано, потому что некоторые люди живут в садоводствах круглый год, а товарищества отключают их, когда сезон закончился?

- Конечно. А вы видели, какие улочки в наших садоводствах? И вот в этих узких улочках, где машина не может развернуться, мы обязаны поставить опоры и протянуть линию электропередачи к участку. Заявитель за это заплатит 550 рублей.

Энергетики делают ремонт на ЛЭП.
Facebook.

- Но ведь планировали наоборот отменить льготное присоединение?

- В Госдуму внесен проект федерального закона о ликвидации льготного техприсоединения для потребителей с мощностью до 150 киловатт. Будет ли он принят, не знаю. Предполагаемая дата отмены - 1 июля 2023 года.

Со своей стороны мы переносим исполнение части заявок на льготное подключение. В 2021 году их подали в общей сложности на 1 млрд рублей. Мы же потратим порядка 400 млн, остальное - около 670 млн – это наш долг перед льготными потребителями.

Более того, из-за льготного техприсоединения мы вынуждены переносить сроки ввода объектов из инвестиционной программы. Пример – подстанция «Ковыльная». Она нужна большой развивающейся зоне пригорода Барнаула. Ее планировали построить еще четыре года назад, приобрели два трансформатора. Но средства инвестпрограммы пришлось перенаправить на льготные техприсоединения. Ввод подстанции перенесен на 2024 год.

ПАО «Россети Сибирь»

Четыре уровня проверки

- Почему вы решили перенести именно этот объект? Перенесите другой.

- Скажите, какой? Инвестпрограмма в открытом доступе и там нечего переносить. В предыдущие годы, когда не было такого массового техприсоединения, мы ввели подстанции «Сибирская монета», «Бирюзовая Катунь», «Солнечная поляна», «Трофимовская», «Северная».

За пять лет - пять подстанций. Сейчас у нас один объект в реконструкции – ПС «Санниковская». Объект очень важный для нескольких активно растущих населенных пунктов - Фирсово, Санниково, Бобровки. И в 2022 году мы его завершим. Но он - единственный за два года на филиал.

- Как вообще определяется целесообразность затрат? Может так случиться, что вы потратите деньги на то, что не нужно?

- Ремонтная программа компании формируется по техническому состоянию объектов – осмотр мы делаем раз в год с выездом на место. Осматриваем все 55 тыс. километров. Затем нас проверяет Ростехнадзор, он также выезжает на место, но выборочно.

С инвестиционной программой все гораздо сложнее. Свои предложения мы синхронизируем со «Схемой и программой развития электрических сетей 110 кВ и выше Алтайского края», утверждаемой ежегодно губернатором края. Каждый объект инвестпрограммы проверяет и согласовывает Минпромэнерго края, а в окончательном виде ее утверждают в Минэнерго России. Поверьте, это не так просто: в этом году защита в Минэнерго длилась 4,5 часа. А четвертый уровень контроля – регулятор: он проверяет факт исполнения по каждому объекту.

- Лет 10 назад в правительстве одобрили тарифообразование по методу RAB. Эксперты утверждали - он будет стимулировать инвестиции. Метод внедрили. Это не сработало?

- Регулирование по методу RAB - это лишь один из способов подсчета затрат, сам по себе он не дает прорыва. За период RAB-регулирования мы обновили основные фонды, вложив 6-7 млрд рублей. В среднем - по 900 млн в год. Мы и сегодня вкладываем по 1 млрд. Но какой бы ни использовался метод, все упирается в предельный рост тарифа. Если «итого» не меняется – инвестиции взять негде.

ПАО «Россети Сибирь»

О чем еще рассказал Николай Пантелеев

О зарплатах

- «Алтайэнерго» признано «Лучшим социально ответственный работодателем 2021 года». Здоровые и безопасные условия труда – это важнейшая наша задача, потому что наши сотрудники – самое ценное, что у нас есть.

Еще пять-шесть лет компания была конкурентоспособной на рынке труда, а сейчас мы это преимущество теряем. Зарплата растет медленнее, чем в среднем по краю. Некоторые вакансии не можем заполнить более полугода, тем более что человека с улицы взять не можем – он должен быть обучен. Поэтому на 2022 год я поставил задачу поднять зарплаты промышленно-производственному персоналу. Подчеркну - повышение не коснется аппарата управления.

Об износе

- Электросетевой комплекс изношен на 70%. Это много, но это, конечно, не означает 70-процентное отсутствие надежности. Если срок службы телевизора пять лет, мы же не меняем его раз в пять лет. Да, оборудование у нас не новое, но оно в рабочем состоянии. Для этого мы за ним следим, ремонтируем его, обслуживаем, как и весь электросетевой комплекс.

И отключений, связанных с отказом основного оборудования, у нас не так много. Мы как гипертоники – зависим от погоды. Ветер ломает ветки, сносит их на провода – это случается чаще. До 50% отключений связаны с действиями третьих лиц: люди сбивают опоры, плохо содержат своих электроустановки. Что-то случилось с оборудованием – возмущение может пойти по всей сети.

О надежности

- Мы особое внимание уделяем линиям, которые чаще отключаются. И именно на этих линиях в первую очередь устанавливаем такие устройства как реклоузеры - благодаря им время ограничения потребителей сокращается.

Большой эффект нам дает расширение и чистка просек. Одна ветка, упавшая на провода, может оставить без света населенный пункт на несколько часов – пока энергетики не приедут на место. Расширением и чисткой просек, установкой реклоузеров мы будем заниматься и в 2022 году, как и раньше.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Новости компаний

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость