По данным Росстандарта, около 15% дизельного топлива на российском рынке – фальсификат. Суррогатом считается «второсортное» углеводородное сырье, полуфабрикаты или немоторное горючее (например, «печник»), не соответствующие национальным стандартам и Техническому регламенту Таможенного союза на автомобильное топливо. Использоваться он может в разных отраслях, включая сельское хозяйство и промышленность.
На легальный рынок дизельного топлива различными путями может попадать целая линейка замещающих среднедистиллятных (газойлевых) нефтепродуктов. Пользуясь неосведомленностью потребителей, некоторые продавцы реализуют их под видом регламентного автомобильного топлива, не рассказывая о последствиях применения и лишь в паспорте указывая настоящее наименование мелким шрифтом: судовое маловязкое, печное топлива, дистиллят газового конденсата и т.д. Особо недобросовестные трейдеры продают суррогаты, прикладывая подложные или поддельные паспорта качества на топливо Евро-5 от известных производителей. Бывает и так, что конечные потребители приобретают суррогат осознанно – их устраивают низкая цена и заявленные технические характеристики.
Суррогатное топливо по сравнению с настоящим регламентным действительно стоит дешевле, но при этом по своим характеристикам оно всегда сильно уступает. Оно отличается высоким содержанием серы, чем вредит не только экологии, но также двигателю и топливной системе легковой, коммерческой и любой другой техники. Топливо Евро-5 от надёжного поставщика не только безопасно для окружающей среды, но и для техники: оно проходит комплексную процедуру проверки качества на производстве и всех этапах транспортировки.
Топливо проходит систему контроля по всей цепочке своего движения от нефтезавода до клиента, - рассказывает Ирина Григорьева, главный специалист центра сохранности качества «Газпромнефть-Терминала». – Мы используем как традиционные подходы, как лабораторный контроль на всех этапах движения топлива и обязательная паспортизация, внезапный аудит собственных объектов, так и современные цифровые технологии контроля, во многих из которых являемся лидерами на рынке. В нашей компании поэтапно реализуется программа модернизации нефтебаз, дооснащается бензовозный парк, автоматизируются основные процессы, отвечающие за учет движения топлива. Это позволяет исключить ручные замеры и риск ошибок. Для клиента, это дополнительная гарантия, что он получает топливо высокого качества в оплаченном объеме.
Ущерб от применения суррогатов настолько весомый, что его ликвидация может кратно превысить любую экономию.
Технику выгоднее заправлять качественным топливом, – считает кандидат наук и доцент Российского университета нефти и газа (РГУ имени И. Губкина) Леонид Багдасаров. - Самое неприятное последствие плохого топлива – повреждение верхнего поршневого кольца. Оно происходит из-за того, что некоторые заменители дизельного топлива не содержат моющих и антиокислительных присадок, не проходят гидроочистку, которая, между прочим, обязательна на крупных нефтеперерабатывающих заводах. Фальсификат быстро приводит к закоксовыванию (загрязнению – Прим. ред.) впускных форсунок. И чем более «интеллигентный» двигатель, тем сильнее он форсирован и чувствителен.
Некачественное дизельное топливо влияет на работу топливной системы, двигателя, становится причиной простоя техники и снижения качества посевной, где важна скорость, – поддерживает Антон Осипов, коммерческий директор по сервису компании «АСМ-Алтай», специализирующейся на реализации и обслуживании сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники. – Если форсунка или в целом топливная аппаратура выходят из строя из-за суррогата, это не является гарантийным случаем, и владелец техники несет колоссальные затраты на замену.
Другой пример – замена катализатора. В суррогате содержание серы может превышать норму в 10 и более раз. Используете низкоклассовое топливо - катализатор быстро «забивается», и его приходится менять. А в некоторых моделях техники цена этого элемента доходит до полумиллиона рублей, - резюмировал Антон Осипов.
По словам Леонида Багдасарова, суррогаты наносят ущерб не только технике, но и госбюджету, а также крупно-, мелкооптовому и розничному сегментам рынка – именно в них сосредоточены недобросовестные продавцы. Ежегодно убытки государства от недополученных акцизов и потери добросовестного бизнеса от «серого» оборота суррогатных топлив составляют порядка 70 и 16 млрд руб. соответственно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале