Потребитель

Эксперт рассказал, как алтайские производители в кризис привлекают покупателей

Несмотря на то что производство безалкогольных напитков считается довольно перспективным направлением, объемы выпуска данной продукции в регионе снизились. По мнению Александра Большакова, замначальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, это связано со снижением покупательской активности и возросшими затратами самих производителей. Какие пути выхода из сложившейся ситуации ищут предприятия, эксперт рассказал altapress.ru.

Закусочная в советском стиле "Вобла".
Закусочная в советском стиле "Вобла".
Олег Богданов, altapress.ru

— Александр Александрович, как известно, продовольственные санкции, введенные в августе 2014 года, не коснулись такого направления, как производство напитков. На ваш взгляд, можно ли тут говорить о процессе импортозамещения?

— Действительно, запрета на ввоз импортных безалкогольных напитков нет, так как присутствие их на полках магазинов незначительно. Поэтому и здесь у алтайских товаропроизводителей, использующих отечественное сырье, есть все шансы встать на полки взамен той продукции, которая проигрывает по цене в силу применения импортных составляющих, качеству, узнаваемости производителя и торговой марки.

— Какие направления в производстве напитков вы могли бы назвать самыми перспективными?

— Безалкогольная промышленность сейчас находится на пике своей популярности. Внедряя современные научные разработки, в том числе и в области биотехнологий, алтайские производители способны удовлетворить вкус самого взыскательного потребителя. Использование натурального сырья — одно из перспективных направлений развития. Усиленный и постоянный контроль качества используемых ингредиентов и готовой продукции на предприятиях гарантирует безопасность потребляемых напитков.

Факт

На 4,4% сократилось производство безалкогольных напитков за девять месяцев текущего года. Выпуск пива и минеральной воды, напротив, увеличился на 2% и 2,2% соответственно.

Фотофакты. «Мы тоже завязаны на евро и долларе». Вадим Смагин рассказал, как валютный коллапс отражается на «Бочкарях»

Предприятия Алтайского края, как и весь российский рынок безалкогольных напитков, развиваются под влиянием двух основных трендов в потребительском секторе. Первый из них — это поиск аутентичности, или, проще говоря, возврат к традициям. Чувство национальной гордости обеспечивает рост традиционных сегментов прохладительных напитков: кваса, морса, «советского» лимонада.

При этом сильное влияние оказывает другой важный факт. Я бы его назвал поиском новых впечатлений. Это прямо противоположный тренд, он связан с ростом производства воды с вкусовыми добавками и соками. Например, шорли — безалкогольный напиток на основе натуральной минеральной воды и фруктовых или плодово-ягодных соков.

— Вы говорите о том, что безалкогольная промышленность на подъеме. Однако Алтайкрайстат констатирует, что объемы производства данной продукции в крае снижаются. Как можете это объяснить?

— Производство безалкогольных напитков является динамично развивающейся отраслью. За последние пять лет производство возросло более чем в 1,5 раза. Так, в 2014 году произошло увеличение выпуска напитков на 13,1%, а минеральной и питьевой воды — на 22,8% по сравнению с 2013 годом.

Сейчас о значительном снижении производства продукции говорить не приходится. Безусловно, кризис затронул и эту отрасль. Однако возобновляют работу и предприятия, построенные более четверти века назад, прекратившие работу из-за кризиса в 2008 году, например «Подсосновский пивзавод».

Факт

В 43 региона России от Камчатки до Санкт-Петербурга в настоящий момент поставляются алтайские безалкогольные лимонады, соки, нектары, минеральные воды и пиво.

Существует множество объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на отрасль. Преимущество алтайских производителей напитков — акцент на качество и традиционную технологию с использованием натуральных компонентов. В то же время значительно подорожали сахар, растительное сырье, другие ингредиенты. Это все ведет к увеличению себестоимости и в конечном итоге розничной цены на напитки. Отмечается снижение покупательского спроса, но при этом в сознании покупателя существует высокая степень доверия к напиткам местного производства как «более натуральным». Кроме этого, на большинстве предприятий в настоящее время был взят курс на увеличение производства минеральных и питьевых вод.

Праздник напитков «Алтайфест» 2015.
Анна Зайкова, altapress.ru

От Питера до Камчатки

— Как вы оцениваете технологическое состояние алтайских предприятий, занимающихся выпуском напитков? Насколько активно здесь идет процесс модернизации?

Фотофакты. В Барнауле открылась вторая закусочная в советском стиле «Вобла»

— Производством безалкогольных напитков в крае занимается более 50 предприятий. Среди них семь можно отнести к крупным и средним с годовым выпуском продукции от 100 тыс. до 2 млн декалитров в год. За счет собственных средств и привлечения инвестиций они постоянно модернизируют производство. Предприятиям малого бизнеса сделать это сложнее, однако и здесь есть определенные подвижки. В последние два года небольшие заводы взяли курс на диверсификацию производства. Она предусматривает расширение ассортимента выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта. Перечисленные факторы позволяют им повысить эффективность производства, получить более весомую экономическую выгоду. В конечном итоге эти меры должны привести к увеличению выпуска безалкогольных напитков.

— Вы считаете, что в этом секторе возможен серьезный рост?

— В настоящее время предприятия края готовы увеличить объемы производства продукции, но для этого необходим стабильный потребительский спрос на рынке. Как я уже говорил, увеличение объемов периодически происходит за счет модернизации предприятий, проведения грамотной политики дистрибуции, расширения рынков сбыта.

Факт

Более 50 предприятий Алтайского края занимаются выпуском напитков, семь из которых относятся к категории крупных и средних. Их объемы составляют от 100 тыс. до 2 млн декалитров в год.

— Куда сейчас, кроме Алтайского края, поступают наши напитки?

— Продукция алтайских производителей уже завоевала предпочтения потребителей и стала узнаваема на всей территории России от Камчатки до Санкт-Петербурга, включая такие крупные города, имеющие собственные производства, как Кемерово, Красноярск, Челябинск. Основными рынками сбыта являются Алтайский, Краснодарский края, Новосибирская область, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Москва. В общей сложности наша продукция представлена в 43 регионах России. Основными каналами продаж являются дистрибуторы, торговые сети и собственные представительства.

— Были попытки выходить за рубеж?

— «Барнаульский пивоваренный завод» начал поставлять свою продукцию на рынок Республики Казахстан. Интерес к алтайским безалкогольным напиткам и минеральным водам проявляют и китайские потребители. В настоящее время идет процесс согласования условий поставок продукции нескольких предприятий в это государство.

Производство напитков в Алтайском крае.
Михаил Хозяйкин

Специальный вопрос

— Александр Александрович, в 2014 году «БПЗ» запустил первую в крае линию по розливу напитков в алюминиевую тару. Какую упаковку сейчас преимущественно используют алтайские предприятия? И за какой будущее?

— Каждый вид упаковки имеет своего потребителя. Главное, чтобы у покупателя была возможность выбора удобного, безопасного, доступного по цене варианта. Производители пива и безалкогольной продукции считают, что розливу напитков в алюминиевую банку принадлежит будущее. Эта упаковка легка, экологична, не пропускает свет — все это влияет на качество напитков. Дебют «Барнаульского пивоваренного завода» в качестве единственного в Сибири регионального производителя напитков, использующего алюминиевую банку, состоялся в октябре 2014 года. На сегодняшний день уже четыре сорта слабоалкогольной продукции разливается именно в эту тару. Розлив напитков осуществляют и в стеклобутылку, ПЭТ-тару различных объемов, кеги. Барнаульский пивзавод также начал розлив в новый вид упаковки — термокеги, на предприятии «Шульгинское» начат розлив в одноразовые ПЭТ-кеги.

Факты

  • 100 метров — такова глубина горной трещины, в которой находится источник, наполняющийся талыми водами уже тысячи лет. Его разработкой занимается «Бочкаревский пивоваренный завод». Предприятие уже запустило новое производство воды «Алтай-Аква».
  • Предприятие «Шульгинское» в 2015 году освоило выпуск солодовых напитков с использованием экстракта алтайской черноплодной рябины, имбиря, кориандра. Основой этих напитков является солодовое сусло, сваренное непосредственно на заводе, практически без сахара.
  • В 2014—2015 годах совместно с Бийским технологическим институтом проводятся исследования по перспективным направлениям переработки ягоды, произрастающей на территории Алтайского края: жимолости, черной смородины, черники.
  • 64% от общего объема производимых на краевом рынке напитков приходится на три предприятия — «Барнаульский пивоваренный завод», «Волчихинский пивоваренный завод», «Бочкаревский пивоваренный завод».
  • 3 года подряд в Алтайском крае проводится специализированный фестиваль, посвященный напиткам, «АлтайФест». В этом году его посетило порядка 17 тыс. человек. Свою продукцию здесь представляли 16 предприятий.
Барнаульский пивоваренный завод презентовал свою новую линию по розливу напитков в алюминиевую тару.
Олег Богданов
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость