Нужен мониторинг
– Евгений Алексеевич, в конце прошлого года совету предпринимателей Косихинского района удалось убедить местное собрание депутатов понизить коэффициенты ЕНВД. Какие аргументы использовали предприниматели?
– Если говорить о ситуации с ЕНВД в общем, то я считаю разумным решение о передаче права на установление коэффициентов в муниципалитеты. Потому что на федеральном уровне невозможно учесть все особенности работы на местах.
Другое дело, что и на уровне района они тоже плохо учитываются. Прежде чем решение было принято в нашу пользу, совет предпринимателей провел три заседания. Нам предложили разработать альтернативный проект, где были бы отражены устраивающие малый бизнес размеры спорных показателей. Совет предпринимателей подготовил такой проект, и он был принят. Мы обратили основное внимание на коэффициенты, которые влияют на величину налога в зависимости от типа населенного пункта и от площади торгового зала. Потому что именно эти показатели в большей степени воздействуют на общую сумму налоговых отчислений.
– То есть депутаты пошли по принципу "критикуешь – предлагай".
– Можно сказать и так. Последние три месяца прошлого года совет только этим вопросом и занимался. Мы сочли, что понижение коэффициентов по ЕНВД принципиально для малого бизнеса в существующей экономической ситуации.
Чтобы доказать обоснованность данного требования, совет предпринимателей провел сравнительный анализ коэффициентов ЕНВД в других районах и в Барнауле. Оказалось, что нормативы в Косихинском районе были завышены даже по сравнению с городом. На территориях вдоль Павловского тракта в краевом центре, например, предусмотрены понижающие коэффициенты, которых у нас в районе не было. На одном из заседаний я привел такой пример: если открыть магазин в Научном городке, а не в Налобихе, то размер налогов будет меньше на 20%. Но уровень заработной платы в селе и в городе существенно различается. И эти аргументы оказались действенными.
Вообще, я считаю, что в крае необходимо вести мониторинг районных коэффициентов по ЕНВД. Я доводил это предложение до руководства АСП, но мне сказали, что заниматься такой работой нет возможности. Хотя данная информация была бы очень полезной и для муниципалитетов, и для предпринимателей.
Для многих бизнес важнее
– Руководители районных объединений предпринимателей часто говорят о пассивности местного малого и среднего бизнеса. А сколько предпринимателей в вашем районе активно участвуют в общественной жизни?
– Примерно 30 из более чем 300. Но эта цифра нестабильная, она все время меняется. Многие регистрируются в совете предпринимателей, но в нем не работают. Если же говорить о спонсорской помощи, то ее предоставляет довольно большое число руководителей фирм. В сельской местности средств у администрации практически нет. Поэтому ни одно мероприятие не обходится без помощи представителей бизнеса. По большей части ее оказывают фермеры, потому что они у нас в районе крепкие и намного богаче предпринимателей.
– По-вашему мнению, 30 "активистов" – это достаточно?
– Я думаю, нормально. Считается, что к социально активной части общества относятся 6–7% населения. А остальные, хотим мы этого или нет, в общественной жизни участвовать не будут. Большинство деловых людей основное внимание уделяют все же предпринимательству. И они ведь не только на себя работают, а создают рабочие места и платят налоги.
– У общественной организации предпринимателей, которой вы руководите, не совсем обычный статус…
– Да, наш совет предпринимателей юридически не зарегистрирован. И представительством АСП он не является, хотя контакт с краевым Союзом предпринимателей постоянно поддерживает. Мы объединились в целях самозащиты около 13 лет назад, в те времена, когда существовал сильный административный пресс со стороны надзорных органов. Впоследствии жизнь стала постепенно меняться, и из структуры самозащиты совет преобразовался в активную общественную группу, способную влиять на экономическую ситуацию в районе.
– В районе есть и общественный совет предпринимателей при главе района. Как сосуществуют две предпринимательские структуры?
– Я долгое время не понимал, зачем нужно было создавать совет при главе. В принципе, это конкурирующая с нами организация, которая старается воздействовать на предпринимательство в целях развития экономики. В отличие от нашего совета, который в основном занимается защитой интересов малого бизнеса. Хотя в некотором роде эти аспекты деятельности пересекаются.
Но, как известно, не место красит человека, а наоборот. Председатель нашего общественного совета при главе Сергей Данилов – человек, безусловно, неплохой. Но он в первую очередь занимается собственным бизнесом. Однако возможностей у него больше, чем у нашей организации. На заседание совета при главе района можно пригласить любого специалиста из муниципалитета. И решения, которые принимаются на этих заседаниях, обязательны для исполнения. Обычно глава района подписывает соответствующее постановление.
При этом нельзя сказать, что совет, который возглавляю я, не взаимодействует с муниципалитетом. Предприниматели многих районов жалуются, что с администрацией нельзя выстроить конструктивный диалог. Для нас эта проблема, можно сказать, неактуальна: наше мнение, как правило, учитывается.
Теперь о проверках предупреждают
– Районные предприниматели часто рассказывают о сложностях во взаимоотношениях с надзорными органами. С какой из этих структур в Косихинском районе строить взаимоотношения труднее всего?
– В последнее время чаще всего проблемы возникают с энергетиками, Роспотребнадзором и противопожарной службой. Недавно ко мне обратилась предпринимательница Татьяна Притчина с просьбой разобраться в том, сколько она должна платить за техприсоединение к энергосетям. Она купила киоск и на данный момент отдала за техприсоединение около 40 тыс. рублей. Но эта сумма еще не является окончательной. Ей нужен был всего один киловатт мощности. Правда, энергетики, по ее словам, настояли на том, чтобы она запросила пять киловатт. Я недавно получил ответ из прокуратуры на свой запрос по этому поводу. Из него следует, что техприсоединение к электросетям должно было обойтись Татьяне Притчиной не более 15 тыс. рублей.
Что касается противопожарной службы, то с ней проблемы возникают у тех, кто реализует алкогольную продукцию. Известно, что для получения лицензии на торговлю спиртным необходима подпись пожарных. А они не торопятся ее ставить и предъявляют массу требований, которые почему-то не касаются тех предпринимателей, которые алкогольной продукцией не занимаются.
С Роспотребнадзором также сложная ситуация. Помимо вопросов по проверкам и предписаниям, не все понятно с ценами на услуги этой организации. В этом году они выросли в 4,5 раза. Представители Роспотребнадзора это повышение объяснили инфляцией и ростом тарифов на коммунальные услуги. Но не могли же эти факторы вызвать увеличение цен на 450%!
Было бы хорошо, если все проверки носили предупредительный характер. То есть при обнаружении нарушения проверяющие структуры давали бы срок для его устранения. А то часто все выглядит так, будто нас приезжают проверять, имея четкое намерение найти грехи. Даже если их нет. Нас именно такое отношение и унижает.
– Удавалось ли вашему совету отстаивать свои интересы еще в каких-то ситуациях, кроме истории с коэффициентами ЕНВД?
– Могу привести несколько примеров. В позапрошлом году мы обратились в суд по поводу платы за вред, который объекты предпринимателей якобы наносят окружающей среде. Дело дошло до краевого суда, и решение было принято в нашу пользу. С тех пор все предприниматели района могут не платить по этому пункту.
В прошлом году милиция проводила проверку ряда предпринимателей. От них поступили жалобы на то, что проверка проводится с нарушением закона. Мы вынесли этот вопрос на районную МВК. В результате милиция отозвала все свои протоколы.
Недавно ко мне обратилась предпринимательница Зинаида Никитина, которую проверял Роспотребнадзор. Когда я приехал к ней в магазин и спросил у сотрудника указанной структуры, на каком основании он проводит проверку, оказалось, что она плановая. Я напомнил ему, что в таком случае предпринимательницу должны были предупредить заранее. Этот визит контролера закончился для Никитиной предупреждением, а проверка состоялась позже. Впоследствии на заседании совета предприниматели, работающие в Косихе, сказали, что Роспотребнадзор стал предупреждать их о плановых проверках, чего раньше не было.
– Как вы оцениваете работу созданной в крае системы информационно-консультационных центров (ИКЦ) для предпринимателей?
– Эта структура, конечно, хорошая, только пользоваться ею надо с умом. Вопросы через сайт Центра поддержки предпринимательства мы уже задавали. Но внятных ответов так и не получили. На один из них ответ не пришел вообще. После этого я напрямую обращался в ЦПП, и мне сказали, что по интересующей меня теме нет специалиста. На второй вопрос ответ пришел через полмесяца, хотя срок определен, насколько мне известно, до пяти дней. То есть оперативность еще не отработана. Но я думаю, что со временем это придет. Если говорить об ИКЦ в районе, то многое здесь зависит от специалиста, который в нем работает. Хорошо, когда представитель администрации по работе с предпринимателями, специалист ИКЦ и председатель совета предпринимателей работают сообща. Если они друг друга понимают, то проблемы решаются.
О чем еще рассказал Евгений Веркошанский
О неформальном общении
– На заседаниях совета у нас всегда есть плановые вопросы. Но две трети времени занимает просто общение. Я сначала пытался этому препятствовать, но потом понял, что иногда эти неформальные беседы важнее, чем плановый вопрос. Предприниматели рассказывают о проверках и замечаниях надзорных органов. А другие, кого это пока не коснулось, начинают данные моменты "улавливать". Кто-то прочитал, что в законодательстве произошли изменения, и со всеми поделился этой информацией. То есть общение само по себе очень ценно. Полезно было бы чаще проводить подобные встречи на уровне края.
О кризисе
– Он отразился на районе в том, что у людей стало меньше денег. И, соответственно, размер выручки уменьшился. Некоторые предприниматели закрывают торговые точки. Я знаю, что в Косихе на продажу выставлено три магазина и никто их не покупает. Потому что люди не видят перспективы. Я свой магазин тоже продал.
О своих планах
– Я еще до конца не решил, но рассматриваю возможность работы в секторе ЖКХ. У нас в Налобихе нет управляющей компании, а спрос на ее услуги существует. Как минимум у 30% жителей имеется своя канализация. Когда с ней возникают проблемы, обратиться за помощью не к кому. Кроме того, есть федеральные деньги, выделенные на ветхое жилье, которые можно использовать. А без управляющей компании их привлечь невозможно.
Справка
Евгений Алексеевич Веркошанский родился 2 января 1954 года в Кемеровской области.
В 1955 году переехал с родителями в Алтайский край. С 1971 по 1974 год учился в Ленинградском речном училище, которое окончил с отличием. В 1975 году работал в Северо-Западном речном пароходстве. В 1981 году окончил Алтайский государственный университет по специальности "История". После чего занимал ряд общественных должностей. С 1990 по 1993 год работал главой сельского совета Налобихи, а затем начал заниматься предпринимательской деятельностью. Работает в большинстве районных общественных структур: является заместителем председателя совета предпринимателей при главе района, входит в комиссию по награждению, комиссию по труду, районную МВК и др. В 2007 году награжден медалью администрации края "За заслуги во имя созидания". Женат, имеет двух сыновей. В качестве хобби называет общественную работу и редкие поездки в Горный Алтай.
Самое важное - в нашем Telegram-канале