Потребитель

Евгений Вольхин – об "Алтайэнергосбыте" и конкурентах

Рассуждения сегодняшнего нашего собеседника на первый взгляд могут показаться читателю достаточно необычными. Получение прибыли и завоевание рынка он считает второстепенными задачами и утверждает, что социальные интересы на его предприятии доминируют над коммерческими. Об этом и многом другом "Ваше Дело" побеседовало с Евгением Вольхиным заместителем генерального директора по экономике, финансам и сбыту компании "Алтайэнергосбыт".

Шесть копеек с киловатта

– Евгений Григорьевич, в 2007 году выручка "Алтайэнергосбыта" превысила 9 млрд. рублей, чистая прибыль была около 160 млн. рублей. Это достаточно хорошие результаты. Каковы показатели прошлого года?

– Выручка в 2008 году незначительно выросла и составила 9 млрд. 819 млн. рублей, чистая прибыль уменьшилась до 45 млн. рублей.

– Почему при росте выручки прибыль снизилась?

– "Алтайэнергосбыт" является организацией, деятельность которой регулируется органами государственной власти. Наша главная задача – не извлечение прибыли, а надежное и бесперебойное обеспечение потребителей электроэнергией.

– В одном из годовых отчетов "Алтайэнергосбыта" указано, что норма рентабельности компании – менее 1%. Неужели предприятие готово работать с таким низким показателем?

– Специфика энергосбытовой деятельности заключается в том, что этот бизнес принципиально не может быть высокорентабельным. Потому что его жестко регулирует государство. Оно определяет норму рентабельности, которая позволяет компании работать в нормальном режиме. С каждого продаваемого кВт/ч мы получаем свою сбытовую надбавку. Она очень небольшая – порядка шести копеек с 1 кВт/ч. Потребители практически не ощущают ее в тарифе.

Стоит отметить, что энергосбытовой бизнес является достаточно рискованным, поскольку сбытовые компании находятся в прямой зависимости от своих потребителей. В 2009 году в одной из областей объем потребления энергии с начала года снизился на 40%, а постоянные необходимые затраты сбытовых компаний при этом остаются неизменными. Такая ситуация может привести к убыткам.

– В Алтайском крае также произошло снижение объемов потребления?

– Какие-то конкретные цифры можно будет озвучить только по итогам 2009 года. Однако могу сказать, что в регионе наблюдается некоторое падение объемов полезного отпуска. Вот, например, в соседнем Кузбассе есть несколько очень крупных промышленных потребителей электричества, которые в этом году уменьшили энергопотребление в связи со снижением объемов производства. Это болезненно ощутила на себе вся энергетическая отрасль области. 

– По данным на IV квартал 2008 года, "Алтайэнергосбыт" контролирует 79,4% энергорынка Алтайского края и почти весь рынок Республики Алтай. Намерена ли компания увеличивать свою долю?

– У нас есть статус гарантирующего поставщика. Согласно решению Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края № 17 от 26 июня 2007 года определены границы зон деятельности "Алтайэнергосбыта". Получив этот статус, мы имеем определенные обязательства. Мы специально не завоевываем рынок – потребители сами выбрали "Алтайэнергосбыт". Основная цель предприятия – не увеличивать долю рынка, а обеспечить надежность энергоснабжения наших потребителей.

– Сейчас практически все предприятия разрабатывают антикризисные программы. Насколько нам известно, у "Алтайэнергосбыта" тоже есть такая программа. Каковы ее основные пункты?

– Наша антикризисная программа утверждена советом директоров и направлена на обеспечение устойчивой работы компании. Основным ее пунктом является оптимизация деятельности "Алтайэнергосбыта". Однако как социально ответственное предприятие мы не стали снижать зарплату работникам. Большинство наших сотрудников имеют достаточно высокую квалификацию. Терять такие кадры предприятию просто невыгодно. И найти им замену крайне сложно – рынок труда в области энергетики очень узкий.

Недолгий век поставщиков

– Евгений Григорьевич, какие компании в крае вы бы назвали своими основными конкурентами?

– Все зоны влияния в регио­не в соответствии с законодательством распределены между гарантирующими поставщиками. Поэтому сложно назвать кого-то нашим конкурентом, так как у всех гарантирующих поставщиков своя зона ответственности, где осуществляется деятельность. В целом "Алтайэнергосбыт" выступает за конкуренцию. Однако действия конкурирующих сторон в борьбе за потребителя должны быть корректными и не должны нарушать закон. Когда одна компания распространяет ложную информацию в отношении другой или вводит потребителей в заблуждение, предлагая существенно более низкий тариф, итог всегда один – энергоснабжение потребителей может оказаться под угрозой.

– Вы сказали, что "Алтайэнерго­сбыт" выступает за здоровую конкуренцию. Почему же тогда ваша компания воюет с "Алтайкрайэнерго" и "Бийскэнергосбытом" за потребителей Бийска?

– Никаких войн мы не ведем. Компания просто отстаивает свою правовую позицию. В Бийской зоне мы являемся гарантирующим поставщиком. Так что наше присутствие там абсолютно законно.

– Насколько мне становится понятно, "Алтайэнергосбыт" оценивает действия "Алтайкрай­энерго" как неправомерные?

– Мы не можем оценивать действия другого предприятия. Для этого есть другие органы. Например, прокуратура, которая, кстати, публично подтвердила в СМИ правомерность именно нашей позиции. Кроме того, Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю выявило в действиях компании "Алтайкрайэнерго" признаки недобросовестной конкуренции и предписало опровергнуть те ложные сведения, которые она распространяла среди наших потребителей.

– Как вы считаете, конкуренция между энергосбытовыми компаниями полезна или вредна для потребителя?

– Не стану рассуждать о пользе или вреде. Скажу лишь, что потребитель должен четко осознавать, что именно он несет ответственность за свой выбор энергосбытовой компании. К сожалению, сейчас потребитель не всегда понимает, что, перейдя к другому поставщику и, как он полагает, сэкономив несколько тысяч рублей в год, он вместо экономии может нажить себе проблемы. Необходимо знать и помнить, что есть компании, которые продают электроэнергию, даже не имея на это права. Конечно, век таких поставщиков недолог. Сегодня они есть, а завтра, накопив долги, прекращают свою деятельность.

– "Бийскэнергосбыт" в последнее время обвиняет вашу компанию в доминировании своим близким к монопольному положением. Что вы скажете по этому поводу?

– Мы работаем исключительно в правовом поле. Кроме того, деятельность "Алтайэнергосбыта" находится под надзором, в частности антимонопольной службы, которая не позволит компании совершать какие-то противозаконные действия.

– "Бийская мебельная фабрика" заключила договор с "Алтай­энергосбытом", не расторгнув договора с "Бийскэнергосбытом". Как, по вашему мнению, в данной ситуации следует поступить предприятию?

– Это личное дело руководства фабрики. Это вопросы их хозяйственной деятельности, поэтому они вольны поступать так, как считают нужным.

– Представители "Бийской консалтинговой группы" утверждают, что договоры мебельной фабрики и других потребителей с "Алтайэнергосбытом" можно признать ничтожными, так как договоры с "Бийскэнергосбытом" расторгнуты не были.

– Вопрос о правомерности и законности каких-либо документов решает суд. Можно бесконечно играть в эти игры, но итог всегда будет один. У предприятия либо есть электричество, либо его нет.

– Евгений Григорьевич, есть ли у потребителей в Алтайском крае возможность реального выбора поставщика электроэнергии?

– Любой абонент получает электричество не из воздуха, а по электрическим сетям и проводам. Соответственно, у каждого предприятия-потребителя существует своя уникальная схема энергетической инфраструктуры. Если у кого-то есть возможность подключения к сетям разных владельцев, у которых, в свою очередь, есть договоры на передачу электроэнергии с разными энергосбытовыми компаниями, то это возможно.

О проблемных долгах

– В настоящее время платежная дисциплина потребителей несколько ухудшилась. Плохо, что некоторые предприятия, не рассчитываясь за электроэнергию, ставят под угрозу, например, теплоснабжение своих потребителей. В данном случае речь идет о компании "Барнаулэнерго", долг которой уже около 6 млн. рублей и составляет более двух расчетных периодов. По закону мы вправе требовать у сетевой компании введения ограничения подачи электроэнергии такому предприятию, но мы не можем допустить нарушений в теплоснабжении социальной сферы города, поэтому решаем вопрос о взыскании задолженности в ином порядке. Есть и положительные примеры работы с должниками. Как правило, это те предприятия, руководители которых сами заинтересованы в погашении долга. В таких случаях в результате переговоров достигается понимание и вырабатывается некий взаимоприемлемый алгоритм действий.

О сверхдоходах и чужом огороде

– С начала 2009 года, когда резко выросли тарифы, предприниматели края начали высказывать претензии в адрес энергокомпаний. Дескать, "на фоне всеобщего кризиса они получают сверхприбыли, а их менеджеры – сверхдоходы". Когда человек смотрит в чужой огород, ему все там кажется лучше. Как говорится, у соседа и помидоры крупнее, и ягода слаще. Однако, чтобы делать какие-то заявления касательно энергетической отрасли, необходимо в ней разбираться. На самом деле в энергетике очень много проблем. Поэтому говорить о "сверхприбыли" и "сверхдоходах" просто некорректно.

О рекламе

– Мы не ведем как таковой рекламной деятельности. Наши усилия направлены в основном на информирование потребителей. О политике компании, ее деятельности, о наиболее значимых мероприятиях. Кроме того, мы постоянно ведем разъяснительную работу с потребителями. Ведь на фоне постоянно изменяющегося законодательства в области энергетики не каждому специалисту удается разобраться во всех тонкостях и подводных камнях.

Справка

Что мы знаем про Евгения Вольхина

Евгений Григорьевич Вольхин родился в Томской области в 1978 году. Окончил Томский государственный университет по специальности "Экономика и финансы". Сейчас получает второе высшее образование в Томском политехническом университете по направлению "Тепловые и электрические станции". Работал в банковской сфере. Занимал ряд руководящих должностей в томских и новосибирских филиалах Альфа-Банка и "Росбанка". С 2005 года перешел в энергетику. "В банке мне было все понятно, привычно. Там я уже не узнавал ничего нового", – объясняет г-н Вольхин причину смены деятельности.

Перейдя в энергетику, Евгений Вольхин работал сначала заместителем гендиректора по экономике и финансам "Томской энергосбытовой компании", а затем в генерирующих компаниях "Томскэнерго" и "ТГК-11". С декабря 2008 года занимает должность заместителя генерального директора по экономике, финансам и сбыту компании "Алтайэнергосбыт".

Евгений Вольхин женат, воспитывает сына. Увлекается путешествиями, охотой и рыбалкой. "Мне очень нравится путешествовать по Сибири. Здесь много живописных, интересных, нехоженых мест", – говорит он.

Что мы знаем о компании "Алтайэнергосбыт"

Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" было зарегистрировано в июле 2006 года. 100% акций предприятия принадлежат РАО "Энергетические системы Востока". Уставный капитал фирмы составляет 30 млн. рублей. Основными видами деятельности являются покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках мощности и реализация электроэнергии потребителям, в том числе гражданам. В состав "Алтайэнерго­сбыта" входят 10 филиалов, которые, в свою очередь, разделены на 76 участков в различных городах и районах Алтайского края и Республики Алтай. По состоянию на 1 января 2009 года клиентская база "Алтайэнергосбыта" составляла 435,5 тыс. бытовых потребителей и 11,3 тыс. юридических лиц. Доля компании в общем объеме поставок электроэнергии потребителям Алтайского края составляет 79,4%, Республики Алтай – 99,8%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость