Потребитель

Ирина Чанцева: «Не надо думать, что наша мода провинциальна»

Однажды, беседуя с владельцем нескольких брэндовых магазинов в Барнауле, я сказала, что именно он первым в городе занялся этим бизнесом. На что бизнесмен возразил: «Я? Нет! Это Чанцева — первопроходец». Ирина Чанцева действительно первой привезла в Барнаул одежду и белье мировых марок. В настоящее время ей принадлежат магазины Max&Co, Apriori, Betty Barclay, «Мода-клуб», «Французское белье».

Ирина Чанцева.
Ирина Чанцева.
Дмитрий Кудрявцев

Деликатная «Барышня»

— Ирина, у вас пять магазинов, где представлены десятки мировых брэндов. С чего же вы начинали?

— С маленького отдела в магазине «Фактория-маркет», который занимал два квадратных метра. Но большую известность в городе получил открытый в 1998 году магазин «Барышня». Это был стопроцентно мой «ребенок»: я сама продумывала интерьер в стиле ретро, название, выбирала картинки на антикварных рынках во Франции, в Германии. Наверно, в таком подходе сказалось то, что я окончила исторический факультет. На тот момент мне казалось самым важным создать особую атмосферу — интереса и доверия, когда люди приходили бы в магазин, которого до этого они в Барнауле не встречали. Все, что продавалось в «Барышне», было представлено на нашем рынке впервые. Я, открывая бельевой салон, претендовала на эксклюзивность. Кстати, это было сразу после кризиса 1998 года.

— Но позже в «Барышне», кажется, появилась и одежда.

— Да. Марка Betty Barclay впервые была представлена в Барнауле именно там 10 лет назад.

— Сработала в итоге ваша ставка на эксклюзивность?

— Я получила клиентов, большая часть которых преданна нам до сих пор. Есть клиенты, чьи дети на наших глазах выросли из первоклассников в студентов.

— Не сожалели потом, что пришлось расстаться с названием?

— Оно осталось в нашей жизни: сейчас юридическое название предприятия — ООО «Барышня». Менялись времена, нужно было придумывать что-то новое. Сейчас это называется модным словом «ре­брэндинг». Но есть русское слово «перемены», которых все ждали.

— А не было желания создать единый сетевой брэнд?

— Никогда. Надеюсь, никого не обижу, но названия магазинов «Светлана», «Галина», «Модная одежда» — это так типично и провинциально. Если хочешь работать с мировыми брэндами, нужно и открываться как брэндовый магазин. Это правило, которое нельзя обходить.

Капризный байер

— Что изменилось в процессе приобретения вами коллекций? Это только объемы или изменились правила и подходы?

— В первую очередь, конечно, объемы. Они просто несравнимы. 10 лет назад марка Betty Barclay была представлена во втором зале магазина «Барышня», где ей было выделено 15 кв. метров. Сегодня в брэндовом магазине — 95 кв. метров, а из одной витрины дорогого белья вырос магазин «Французское белье». Еще 180 кв. метров занимает магазин «Мода-клуб».

— А кроме объемов?

— Для меня лично ничего не изменилось. Я как раньше заказывала коллекции сама, так и сейчас продолжаю это делать. Как формировала свой взгляд на ту или иную марку, так и делаю. Я не люблю работать с торговой маркой, если меня загоняют в определенные условия. Некоторые договоры франшизы предусматривают обязательные позиции. Как только меня пытаются загнать в такие условия, сказать, что я должна купить минимум столько и обязательно заказать вот это, у меня сразу портится настроение. Я слышала о себе мнение как о капризном байере.

— Но в итоге вы свои условия отстаиваете?

— Да, можно сказать, за них сражаюсь. Я, как в той пословице, считаю, что не все, что хорошо немцу, хорошо нам. И так можно сказать про любую национальность. И не нужно думать, что у нас от того, что мы живем в провинции, и мода провинциальна. Ничего подобного. Наша мода если имеет особенности, то только из-за климатических условий, грязи на дорогах, из-за снега, в котором мы проводим по пять месяцев в году, и, без сомнения, из-за ментальности.

— И какие ментальные черты вы бы отметили?

— Русские клиенты, скажем так, тратят больше, чем могут себе позволить. Объективно на Западе рынок, конечно, больше. Но у наших людей гораздо сильнее желание одеваться красиво. У нас до сих пор практически нигде не введен дресс-код в офисах. Соответственно, женщина на работу одевается, с точки зрения обычной немки, как на праздник. Я бы сказала так: наш клиент более изыскан. Русская женщина вообще крайне требовательна к своему внешнему виду.

— Почему вы так никому и не доверили процесс покупки коллекций? Есть ведь специально обученные этому люди.

— Есть. Я видела, как делают заказы наемные байеры. И видела, как работают сами владельцы, я ведь не единственная, кто сам приобретает коллекции. Точно могу сказать — результат разный. Так, как собственник относится к своему делу, никто не сможет относиться. И это категория экономическая, а не нравственная. А приобретение коллекций в этом плане — очень важный процесс. Байер формирует взгляд на марку, на моду и определяет ее на будущий сезон. Можно, например, согласиться с предлагаемой основной цветовой гаммой сезона, а можно поставить ее под сомнение и оказаться правой.

— То есть бывают и интуитивные решения?

— Без сомнения. Ведь это творчество, а оно невозможно без интуиции.

— Сколько времени в году у вас уходит на заказы?

— Я однажды посчитала ради интереса. Получилось что-то порядка двух месяцев в году.

— Учитываете ли вы мнение своих постоянных клиентов при покупке коллекций? Или диктуете им свой взгляд?

— Это обоюдный процесс. Продавцы общаются с клиентами и передают мне информацию о потребностях. Кстати, благодаря этим беседам и возникают новые направления и марки, которые мы внедряем в магазины. Кроме того, я уже могу говорить, что сформировался круг клиентов, вкусы которых совпадают с моими. Мы предлагаем комплекты, а не просто модели. Мы не можем себе позволить представить одну и ту же вещь во всех цветах и размерах. Мне вообще не интересны магазины, выглядящие как километры площадей, завешанных вещами, как униформой. Заходишь в них — и сразу тоска.

— Многие такие отделы расположены сегодня в торговых центрах. Как вы относитесь к их появлению?

— Конечно, торговые центры — это шаг вперед. Но лично мне они не нравятся. Я никогда ничего в них не куплю, в том числе на Западе. У меня голова начинает болеть от большого числа народа. Но, без сомнения, это очень удобно покупателю — все сразу под одной крышей, включая фаст-фуды и кофейни. В выходные дни это и привлекает большое количество людей.

— Но если помещения арендуются, то содержать их на «красной линии», наверно, дороже, чем в торговом центре?

— Все наши магазины, кроме одного, находятся у нас в собственности. Это тоже одна из принципиальных позиций.

Случайные люди почти пропали

— Как за годы изменились предпочтения ваших клиентов?

— Люди стали много ездить за границу. Они видят там брэнды и коллекции, которые мы продаем здесь. Свое дело сделали глянцевые журналы. Не важно, может сегодня клиент купить ту или иную вещь, но он знает, что модно в сезоне. Посмотрите, сколько появилось телепрограмм, которые на детсадовском уровне обучают, как одеваться. Когда мы открыли «Барышню», в магазин заходили все подряд. Из 10 человек только один адекватно воспринимал ситуацию, а остальные спрашивали что-нибудь в духе: «Это золотыми нитками шили?» Сейчас случайные люди с такими вопросами практически не заходят.

— Какой резон людям, которые видят за границей брэнды, представленные у вас в магазинах, покупать их здесь, а не за рубежом?

— Большинство людей делают покупки и там, и здесь. Культура отдыха сегодня почти немыслима без шопинга. Это один момент. А если говорить о белье, то клиенты нам говорят, что им удобнее покупать его у нас из-за отсутствия языкового барьера — тема ведь очень деликатная.

— Но много ли людей в Барнауле могут себе позволить быть постоянными клиентами магазина «Французское белье»?

— Могу привести такой показатель. В этом магазине при покупке белья на определенную сумму выдаются карты. Так вот, по последним данным, выдано 580 карт. При этом покупки делают и другие клиенты. Думаю, более 1 тыс. человек — это вполне реальная цифра.

Рабочий отпечаток

— Как повлияло на развитие вашего бизнеса появление в городе большого числа монобрэндовых магазинов?

— Это мировая тенденция. Она может кому-то не нравиться, но такова объективная реальность. В определенной степени это хорошо. Ведь уровень развития торговли оценивается не по количеству торговых площадей, как у нас любят рапортовать, а по числу мировых брэндов, официально присутствующих на рынке. И это касается не только одежды. Говорить о том, что в связи с приходом брэндов у меня произошел массовый отток посетителей, нельзя. Клиента невозможно приучить к тому, чтобы он ходил только в твои магазины.

— А во что одеваетесь вы?

— Большая часть гардероба состоит из тех моделей, которые представлены в моих магазинах. Верхняя одежда и деловые костюмы — для моей фигуры Strenesse вне конкуренции. Да и стиль этого немецкого брэнда, который я обожаю, — подчеркнутая элегантность. Люблю платья Max&Co. Но, конечно, у меня есть вещи и других брэндов. Я, в принципе, шопоголик. Очень люблю шопинг в Милане, в Дюссельдорфе.

— Вы оцениваете людей по их манере одеваться?

— Вольно и невольно. Я уже даже рада была бы не оценивать. Но работа накладывает отпечаток. На выставках я вижу разные коллекции — не только те, что заказываю сама. И конечно, я замечаю, в одежду каких марок люди одеты. Это происходит автоматически, а не потому, что я хочу оценить.

— И как вы оцениваете уровень барнаульцев?

— Он растет с каждым годом. Вы сами говорите, что открылось много брэндовых магазинов, и они все живут, а значит, одежду в них покупают. У нас одеваются более ярко, чем даже в европейской части России. Но с сожалением могу заметить, что по-прежнему «в ресторанах и на концертах» очень мало женщин в платьях. А жаль… Да и мужчин, умеющих носить пиджаки, немного…

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость