Потребитель

Как производили пиво и торговали им на Алтае до революции

Объявление Первой мировой войны сто лет назад стало началом конца для всех пивоваренных предприятий царской России. В 1914 году был введен сухой закон, приведший к упадку и консервации заводов, производящих любые алкогольные напитки. Из структуры экономики выпала целая отрасль — накануне войны в России работали около 1 тыс. пивоваренных заводов, выпускавших продукции на десятки миллионов рублей ежегодно, притом что литр пенного напитка тогда стоил в среднем от 6 до 10 копеек. На Алтае работали несколько пивоваренных заводов, собственники которых, помимо производств, открывали и сети розничных лавок по продаже напитка.

Пивзавод. Фото начала XX века.
Пивзавод. Фото начала XX века.

В числе первых создателей пивоваренного производства на Алтае были братья Александр и Иван Ворсины — барнаульские купцы второй гильдии. Свой завод годовой мощностью 250 гектолитров пива они открыли в 1883 году. На предприятии были установлены три котла, работали десять человек. Сырье для пива использовалось местное, за исключением привозного хмеля, которое закупали в Рязанской губернии. Спустя уже 10 лет — к 1892 году — оборот пивоваренного завода составлял порядка 6 тыс. рублей.

Мощный рывок предприятие сделало в начале XX века, когда руководить семейным делом начал сын Александра Ворсина Николай, молодой человек, получивший хорошее образование в Риге как инженер-химик и прошедший стажировки в Германии и Австро-Венгрии. Он значительно модернизировал производство, на заводе были установлены современные паровые двигатели. Переоборудование позволило расширить как ассортимент выпускаемых сортов пива, так и виды тары. В числе марок «от Ворсиных» значились «Венское», «Мюнхенское», «Пльзеньское», «Баварское». Последнее неоднократно завоевывало на выставках в Мюнхене золотые медали.

На пересечении современного проспекта Ленина и ул. Ползунова располагался винно-бакалейный магазин ТД "Д.Н.Сухов и сыновья". Здесь, помимо местной продукции, продавались более изысканные и дорогие алкогольные напитки.
На пересечении современного проспекта Ленина и ул. Ползунова располагался винно-бакалейный магазин ТД «Д.Н.Сухов и сыновья». Здесь, помимо местной продукции, продавались более изысканные и дорогие алкогольные напитки.
Пиво стали разливать не только в традиционные тогда бочки, но и в бутылки. Правда, последнее из-за высокой стоимости стеклянной тары было вдвое дороже. Пивоваренное производство Ворсиных расширялось и географически — был открыт завод в Камне. К 1913 году оборот компании возрос кратно по сравнению с 1890-ми годами. Только на пивоваренном заводе он составлял порядка 160 тыс. рублей.

Однако Ворсины были не единственными производителями и торговцами пенного напитка. Известно также, что на Алтае в 1880—1890-е годы открылись другие пивоваренные заводы в Барнауле и Бийске. Так, в 1885 году организовал предприятие дворянин Ипполит Андроновский. К 1892 году оборот его предприятия был ненамного меньше, чем у Ворсиных, и составлял 4,7 тыс. рублей, а к 1894 году этот показатель возрос втрое, к 1913 году предприятие Андроновского обеспечивало доход в 110 тыс. рублей. Пивоваренные заводы также открыли купцы Паньшин и братья Суховы. Но производство Паньшина существенно отставало по оснащенности от завода Ворсиных — известно, что в 1908 году на его предприятии все еще использовался конный двигатель.

Правила пивных лавок

Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Барнаульские пивовары параллельно с производством развивали систему оптовых и розничных продаж своей продукции, что приносило им даже больший доход, нежели собственно изготовление напитка. В 1890 году только в Барнауле действовали склады по продаже пива братьев Ворсиных (доход — 9,7 тыс. рублей), Ипполита Андроновского (18,4 тыс. рублей), купца Лукьянова (6 тыс. рублей).

В городе была создана широкая сеть питейных заведений и трактиров. Купцам — крупнейшим производителям пива принадлежало по несколько десятков такого рода торговых точек. Если в 1892 году купцы Ворсины содержали девять питейных лавок и их оборот составлял 15,5 тыс. рублей, то к 1913 году число заведений возросло до 22, они ежегодно приносили доход порядка 230 тыс. рублей. Не отставал от конкурентов и Ипполит Андроновский. У него в начале 1890-х годов тоже было 10 лавок, со временем их число также возросло, к 1913 году сыновьям Андроновского принадлежало 21 торговое заведение, доход которых составлял 53 тыс. рублей в год. Именно Андроновский открыл в Барнауле самый крупный и роскошный трактир, переименованный позже в ресторан «Метрополь», он располагался на пересечении современных проспекта Ленина и ул. Гоголя, в здании, где сегодня работает городской Дворец бракосочетаний. Здесь располагались обеденный зал, несколько номеров, бильярдная.

В 1907 году городская дума утвердила специальный документ, состоящий из 21 пункта, о правилах содержания пивных лавок. Среди требований значились, например, такие: строго соблюдать чистоту, иметь ледник, мебель, в том числе вешалки для верхней одежды, часы над стойкой, фонарь перед входом, приказчиками могли быть только мужчины не моложе 21 года. Азартные игры в пивных заведениях запрещались, отпуск розливного пива в одни руки допускался объемом не более одного ведра.

Вместе с тем пивоваренные предприятия открывались не только в Барнауле. Известно как минимум о двух заводах в Бийске. Не на пустом месте возник и работающий сегодня «Волчихинский пивоваренный завод». На рубеже XIX и XX веков производство пива в Волчихе наладил Рудольф Бифель — в большом деревянном доме с подвалом, где стояли огромные чаны.

Сохранились данные о том, что рабочие пивоваренных заводов проявляли гражданскую активность. Так, известно, что в 1912 году рабочие предприятия Ипполита Андроновского устроили забастовку, требуя принять обратно на работу одного из уволенных товарищей. Однако их требование выполнено не было.

Война и национализация

Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Первая мировая война, начавшаяся в августе 1914 года, нанесла серьезный урон пивоваренному и винокуренному видам бизнеса. 17 июля 1914 года вышло распоряжение о запрете продажи спиртного на время мобилизации, а уже 22 августа появился новый указ императора: «Существующее воспрещение продажи спирта, вина и водочных изделий для местного потребления в империи про­длить вплоть до окончания военного времени». В отношении же пива никаких ограничений временно не вводилось, это давало некоторое пространство для представителей алкогольного бизнеса. Но 11 ноября 1914 года вышло распоряжение «О повышении акциза с пивоварения» — и производство пива стало нерентабельным. В результате все винокуренные и пивоваренные заводы в стране были законсервированы.

Производство пива на Алтае возобновилось после окончания войны, но предприятия были уже национализированы. С заводом Ворсиных это произошло в январе 1920 года. Спустя три года он был объединен с дрожжевым заводом и стал называться «Алтпищетрест». К 1925 году трест объединял уже пять предприятий. Позже реорганизация происходила много раз, пока в 1949 году пивоваренный завод вновь не стал самостоятельным предприятием.

В 1918 году пивоваренное производство было налажено в Славгороде — на бывшем мыловаренном заводе. Начиная с 1938 года предприятие именовалось «Артель инвалидов имени 18-й партконференции». Завод был оснащен самым простым и недорогим оборудованием, но на тот момент его мощностей хватало на производство объема, удовлетворявшего спрос местных жителей.

Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Реклама пива в Барнауле, 1911 год.
Славгородский пивовар Диденко помогал налаживать производство и в Волчихе. Здесь в 1935 году был создан Волчихинский районный промышленный комбинат, в состав которого входил и пивоваренный цех. Вся продукция предприятия реализовывалась в сети районной потребительской кооперации. В 1960 году Волчихинский пивоваренный завод был отделен от промкомбината.

Как писали Брокгауз и Ефрон, в конце XIX века больше всего пива употребляли в Мюнхене, где на каждого обывателя приходилось ежегодно 566 литров, в Бельгии — 165 литров, в Англии — 122, в Германии — 90, в Австро-Венгрии — 33, во Франции — 21, а в России — всего 5 литров.

Накануне Первой мировой войны по общему объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13 192 646 рублей.

На втором месте была Московская губерния — 7 879 581 рубль. Первое место по отдельным заводам занимало «Московское Трехгорное товарищество» с ежегодным производством пива на сумму 5,780 млн. рублей, затем следовали петербургские заводы «Калинкинский» (более 5 млн.) и «Бавария» (2,5 млн.).

Факт

Развитие бизнеса семьи Ворсиных частично происходило благодаря кредитам.
Развитие бизнеса семьи Ворсиных частично происходило благодаря кредитам.
Развитие бизнеса семьи Ворсиных частично происходило благодаря кредитам: купцы брали займы в Госбанке — 15 тыс. рублей (1898 год) и в Сибирском торговом банке — 100 тыс. рублей (1910 год).

Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь! Vkontakte Odnoklassniki Telegram

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость