Отечественный метод борьбы с авариями традиционный: ужесточение штрафов. Сторонники этой идеи кивают на статистику: после прошлогоднего увеличения штрафов аварийность снизилась на 7,8%.
Другой аргумент: опыт зарубежных стран, где штрафы в разы выше российских. В Японии за любое нарушение могут лишить прав, а в Арабских Эмиратах и вовсе можно нарваться на конфискацию автомобиля и тюрьму.
Если бы любители штрафов сами поездили по иностранным дорогам, то быстро убедились бы, что зарубежное ощущение безопасности основано не столько на страхе перед наказанием, сколько на самоорганизации водителей.
Отличный пример – Греция, на дорогах которой я провел за рулем восемь дней. Вот куда надо на заработки сотрудникам ГИБДД: греки нарушают правила гораздо чаще российских водителей. С особенным удовольствием тамошние автовладельцы превышают скорость и обгоняют через двойную сплошную.
Может, нелюбовь к правилам и стала причиной финансового кризиса в Греции, но на дорогах там спокойно: едут как по нотам, даже мелких аварий я не увидел.
Почему так? "С автошкольной скамьи российский водитель усвоил: если соблюдаешь правила, значит, ты прав, а как едут остальные, тебя не волнует! Западного водителя в автошколе учат быть ответственным за других водителей или пешеходов", – пишет автоэксперт Михаил Горбачев в книге "Безопасное вождение".
Для водителя-европейца установка о соблюдении правил – не догма. Главное – исправлять последствия нарушений других участников движения. Пешеход подошел к обочине в неположенном месте? Остановятся и пропустят. Пошел на обгон? Сместятся к обочине.
Мне вот интересно: а мы можем так же самоорганизоваться, подстроиться под других участников движения и не гудеть на них за каждую ошибку? Или у нас особая душа, для которой любая свобода, в том числе на дорогах, – хаос, а полосатая дубинка и наказание – лекарство?
Самое важное - в нашем Telegram-канале