Тема приватизации входила в повестку краевой межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства (МВК), заседание которой состоялось 10 июля. Было отмечено, что прежние нормы закона о "льготной приватизации" (требование о непрерывной аренде не менее трех лет, а также весьма неясная формулировка о добросовестности арендатора) серьезно сдерживали процесс выкупа помещений предпринимателями. По словам Михаила Шипицина, в Барнауле из 118 арендаторов, которые могли бы воспользоваться правом выкупа, ни один не соответствовал требованиям закона. Причина в том, что каждый из них за время пребывания в муниципальном помещении допускал те или иные нарушения платежной дисциплины. Поэтому, пояснил, г-н Шипицин, мэрией и была принята четкая формулировка – "отсутствие задолженности по арендной плате на момент подачи заявления или принятия условий приватизации". Однако прокуратура этот документ (постановление № 1340 от 13 марта 2009 года) успешно опротестовала в суде.
Как уже сообщала газета "Ваше дело", 3 июля депутаты Госдумы проголосовали за два важных изменения в закон. Во-первых, условием права на выкуп теперь является отсутствие задолженности по аренде и штрафам на день подачи арендатором заявления о намерении приобрести помещение. Во-вторых, с трех до двух лет снижен минимальный срок аренды, по итогам которого предприниматель может претендовать на право льготного выкупа.
"Льготная приватизация", если не будут внесены изменения в законодательство, закончится 1 июля 2010 года. По данным на 1 июня текущего года, в крае получены следующие результаты (первый вице-губернатор Сергей Локтев охарактеризовал так: "Понятно, что пока не блещем"). Лишь 20 муниципальных образований заявили о наличии имущества, подпадающего под критерии льготного выкупа. В общей сложности это 146 объектов, причем правоустанавливающие документы имеются только на 52 помещения. 39 муниципалитетов вообще не планируют продавать имущество, а в 13 образованиях края нет помещений, подлежащих реализации арендаторам на льготных условиях. Что касается уже заключенных договоров купли-продажи, то их в крае на 1 июня было лишь 14 (в Локтевском районе, Новоалтайске, Камне-на-Оби и Рубцовске). Такие данные были озвучены на МВК.
По словам главы администрации Новоалтайска Владимира Иванова, в городе на данный момент четыре субъекта малого и среднего предпринимательства воспользовались правом льготного выкупа и им предоставлена рассрочка. "Процесс сдерживает отсутствие у предпринимателей денежных средств, – сказал г-н Иванов. – Поэтому многие просили приостановить приватизацию". Однако с принятием Госдумой 3 июля поправок в закон "количество желающих увеличится в разы", надеется Владимир Иванов. По его словам, это будут те, "кто стоял в сторонке, в связи с тем, что у него были нарушения по оплате аренды". На данный момент при плане неналоговых поступлений в бюджет в размере 37 млн. рублей казна Новоалтайска получила от приватизации и продажи права аренды 4 млн. 600 тыс. рублей. "Ситуация очень сложная", – резюмировал глава администрации.
"Внесенные поправки создают более благоприятную ситуацию, – считает мэр Камня-на-Оби Андрей Плясов. – Да, многие предприниматели несвоевременно вносили арендную плату. Но мы сделали вывод, что не всегда это происходило по их вине. Например, муниципалитет сам с запозданием выставлял счета или медлил с перезаключением договоров аренды". В Камне-на-Оби общая площадь помещений, подлежащих "льготной приватизации", составляет чуть более 1,2 тыс. кв. метров. "С принятием поправок количество таких объектов увеличится. И сложностей с их включением в прогнозный план приватизации – нет", – сказал Андрей Плясов.
По мнению члена Общественной палаты Алтайского края Евгении Трощий, закон о "льготной приватизации" "до 3 июля не работал и не мог бы заработать". "Сейчас же, – полагает г-жа Трощий, – необходим регламент, согласно которому будет проводиться процедура льготного выкупа. Чтобы у муниципалитетов не было возможности ни вправо, ни влево от него отойти". Сергей Локтев, отметив, что мысль является правильной, пообещал в ближайшие дни провести консультации.
Тему муниципалитетов продолжил начальник отдела прокуратуры Алтайского края Валерий Чернобровкин. По его словам, проблемы с соблюдением законодательства, регулирующего имущественные отношения, есть практически во всех муниципальных образованиях. "Можно сказать о городе Барнауле, где существует очень много проблем, – сказал г-н Чернобровкин. – И примерно те же самые проблемы есть в других муниципалитетах". Он назвал примеры Зонального, Петропавловского, Курьинского, Целинного и других районов.
По итогам заседания МВК всем муниципальным образованиям будет предложено еще раз провести мониторинг готовности предпринимателей использовать преимущественное право выкупа занимаемых помещений. Также администрациям на местах рекомендовано "активизировать работу по подготовке решений об условиях приватизации имущества с преимущественным правом арендаторов". Как сообщил вице-мэр Барнаула Михаил Шипицин, администрация краевого центра договорилась с одним из банков о предоставлении льготных кредитов предпринимателям, которые будут выкупать арендуемые помещения. "Ставка составит не более 17%, – пообещал вице-мэр. – Пока 17%".
Виктор Власов,
главный федеральный инспектор в Алтайском крае:
Хочу привести один полезный, на мой взгляд, пример. Недавно в адрес президента РФ поступила жалоба от руководителя ООО в Барнауле, которое арендует муниципальное помещение на ул. Молодежной. Суть жалобы в том, что администрация города не продлевает договор аренды и отказывает в праве преимущественного приобретения данного имущества в собственность. Это обращение было направлено нам, мы провели проверку и сделали соответствующие выводы. В итоге администрация Барнаула продлила договор аренды, проявив уважение к президенту РФ. Это была единственная причина. В приобретении объекта было отказано. Потому что в предыдущие месяцы были нарушены сроки оплаты аренды. Мы согласились с администрацией Барнаула, направили ответ президенту, и администрация президента согласилась с этим решением.
Хотелось бы, чтобы все сделали выводы. Во-первых, обращение к президенту еще не означает, что при положительной государственной политике по отношению к малому и среднему бизнесу будет нарушен закон. Во-вторых, решение таких вопросов входит в полномочия муниципальных образований. В-третьих, нарушение договорных условий – это основание для того, чтобы не идти навстречу предпринимателю при реализации закона.
Что интересно, вскоре президенту РФ поступило почти дословно написанное заявление уже по другой коммерческой структуре, которая тоже имела нарушения. Думаю, это полезный пример, который в какой-то степени напоминает решение пленума Верховного суда России, которое становится подзаконным актом. Так вот, те, кто пытается жаловаться в вышестоящие органы, вплоть до президента, должны знать эту практику.
Самое важное - в нашем Telegram-канале