"А мы учет не ведем!"
На прошедшем в марте "круглом столе" по вопросам нравственности и рекламы одной из выступавших была заместитель главы администрации Центрального района Барнаула Галина Синицина. Говоря о работе Общественного совета по рекламе, действующего при мэрии чуть более года, она отметила: "В Барнауле более 700 крупных стационарных носителей, более 10 тыс. – нестационарных. Только на двух центральных улицах Барнаула расположены более 3 тыс. носителей, из них примерно 1 тыс. – легальные, а остальные установлены самовольно".
И это, так сказать, неофициальный мониторинг. А вообще, мэрия не ведет учет рекламоносителей, установленных без разрешительной документации. Именно такая абсурдная информация значится в письме администрации Барнаула на запрос "ВД". В ответ на вопрос, почему мэрия ничего не предпринимает, г-жа Синицина рассказала о трудоемкости борьбы с несанкционированной рекламой: "Специалист комитета по архитектуре должен найти владельца, выписать предписание, а потом в судебном порядке востребовать ущерб и т. д. Это совершенно нереально".
Проверка показала
Согласно информации из мэрии, комитет по архитектуре и развитию города все же "применяет меры, установленные законодательством РФ". То есть выдает предписания об устранении нарушения, готовит соответствующие материалы для смежных органов – судов, инспекций и комиссий. По словам участников рынка, на деле все обычно выражается в периодическом демонтаже "ничьих" конструкций. Корреспондент "ВД" решил искать не легких путей, а собственников несанкционированных рекламоносителей. Опыт показал, что "не так страшен черт", – один из участников теневого рынка нашелся в течение дня. На условиях анонимности он сообщил, что его расходы на изготовление и размещение двусторонней конструкции составляют около 4 тыс. рублей, аренда каждой стороны равна примерно 7 тыс. рублей, что почти вдвое дешевле, чем у легальных операторов. "Снесут носитель в одном месте – поставлю в другом. В любом случае я за месяц вдвое "отбиваю" свои затраты", – говорит участник теневого рынка.
Разумеется, мэрия от такого размещения наружной рекламы не получает в бюджет ничего. А между тем только с одной улицы в Барнауле городская казна могла бы ежегодно пополняться примерно на 283, 5 тыс. рублей. К таким выводам пришла инициативная группа Общественного совета, которая в мае провела мониторинг "наружки" на улице Льва Толстого. Выяснилось, что 96% (!) носителей размещены там без согласования с управлением по архитектуре Центрального района Барнаула. Из 196 рекламных конструкций санкционированы всего шесть.
Генеральный директор группы "Город" Ирина Хомутова считает, что всего в Барнауле может быть порядка 60% нелегальной крупноформатной рекламы. "И с этим связана масса рисков: нет уверенности, что рекламоносители изготовлены и установлены с соблюдением технических норм безопасности, что их должным образом обслуживают. Несанкционированная наружная реклама – это такое же явление, как пиратское видео и прочая подпольная продукция!" – говорит г-жа Хомутова.
Взаимный интерес
"В результате и денег на благоустройство города нет, и внешний вид улиц оставляет желать лучшего: множество конструкций находится в ненадлежащем состоянии", – говорит Валерий Зырянов, директор РГ "Дельфин" и зампредседателя Общественного совета по вопросам наружной рекламы.
Редкий случай: с бизнесом полностью согласна власть. "Безграмотный подход к дизайну, полнейшее отсутствие связи с общим историко-культурным прошлым зданий и тем, что размещено на них. Существуют правила благоустройства, которые должны соблюдаться!" – уверен начальник управления архитектуры и градостроительства Центрального района Барнаула Олег Трунов. Но, несмотря на нелюбовь к нелегалам, претензии в несоблюдении правил благоустройства часто предъявляются именно к легально работающим агентствам. И все сообщество порой становится пиратами в глазах власти. Чтобы в том числе исключить напраслину, агентства еще пять лет назад разработали концепцию развития наружной рекламы в Барнауле. С тех пор документ переживает доработки рассмотрения в различных инстанциях. А между тем, как сообщила г-жа Хомутова, в ряде регионов механизмы регулирования отрасли давно внедрены и отлажены. "Мы тоже скоро придем к этому: сейчас на проблеме сконцентрированы усилия многих структур, вовлечены рекламные компании. Все заинтересованы в том, чтобы реально работающий механизм регулирования рынка наружной рекламы был разработан и внедрен", – уверена Ирина Хомутова.
Подтверждая актуальность крылатого выражения про воз, всесторонний интерес не может вылиться в нечто продуктивное вот уже пять лет. Возможно, хотя бы усилившаяся инициатива рекламного сообщества и ограниченные возможности городской казны приведут к положительному результату в этом году.
Самое важное - в нашем Telegram-канале