Потребитель

На улицах Барнаула множество нелегальных щитов и растяжек

По данным федеральной исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик", за первые четыре месяца текущего года местная "наружка" приросла на 160 рекламных поверхностей. И это без учета перетяжек и малоформатных конструкций. Такой динамики барнаульский outdoor не знал с 2005 года. Но куда более примечательным является то, что темпам роста сектор во многом обязан "пиратам". Они устанавливают конструкции без разрешительных документов и, соответственно, не платят налоги. В условиях, когда рекламное пиратство не слишком беспокоит городские и районные власти, инициативу взяли в свои руки рекламные агентства.

На улице Л.Толстого рекламных растяжек больше, чем автомобилей. Но подавляющее большинство из них размещено нелегально.
На улице Л.Толстого рекламных растяжек больше, чем автомобилей. Но подавляющее большинство из них размещено нелегально.
Павел Водопьянов

"А мы учет не ведем!"

На прошедшем в марте "круглом столе" по вопросам нравственности и рекламы одной из выступавших была заместитель главы администрации Центрального района Барнаула Галина Синицина. Говоря о работе Общественного совета по рекламе, действующего при мэрии чуть более года, она отметила: "В Барнауле более 700 крупных стационарных носителей, более 10 тыс. – нестационарных. Только на двух центральных улицах Барнаула расположены более 3 тыс. носителей, из них примерно 1 тыс. – легальные, а остальные установлены самовольно".

И это, так сказать, неофициальный мониторинг. А вообще, мэрия не ведет учет рекламоносителей, установленных без разрешительной документации. Именно такая абсурдная информация значится в письме администрации Барнаула на запрос "ВД". В ответ на вопрос, почему мэрия ничего не предпринимает, г-жа Синицина рассказала о трудоемкости борьбы с несанкционированной рекламой: "Специалист комитета по архитектуре должен найти владельца, выписать предписание, а потом в судебном порядке востребовать ущерб и т. д. Это совершенно нереально".

Проверка показала

Согласно информации из мэрии, комитет по архитектуре и развитию города все же "применяет меры, установленные законодательством РФ". То есть выдает предписания об устранении нарушения, готовит соответствующие материалы для смежных органов – судов, инспекций и комиссий. По словам участников рынка, на деле все обычно выражается в периодическом демонтаже "ничьих" конструкций. Корреспондент "ВД" решил искать не легких путей, а собственников несанкционированных рекламоносителей. Опыт показал, что "не так страшен черт", – один из участников теневого рынка нашелся в течение дня. На условиях анонимности он сообщил, что его расходы на изготовление и размещение двусторонней конструкции составляют около 4 тыс. рублей, аренда каждой стороны равна примерно 7 тыс. рублей, что почти вдвое дешевле, чем у легальных операторов. "Снесут носитель в одном месте – поставлю в другом. В любом случае я за месяц вдвое "отбиваю" свои затраты", – говорит участник теневого рынка.

Разумеется, мэрия от такого размещения наружной рекламы не получает в бюджет ничего. А между тем только с одной улицы в Барнауле городская казна могла бы ежегодно пополняться примерно на 283, 5 тыс. рублей. К таким выводам пришла инициативная группа Общественного совета, которая в мае провела мониторинг "наружки" на улице Льва Толстого. Выяснилось, что 96% (!) носителей размещены там без согласования с управлением по архитектуре Центрального района Барнаула. Из 196 рекламных конструкций санкционированы всего шесть.

Генеральный директор группы "Город" Ирина Хомутова считает, что всего в Барнауле может быть порядка 60% нелегальной крупноформатной рекламы. "И с этим связана масса рисков: нет уверенности, что рекламоносители изготовлены и установлены с соблюдением технических норм безопасности, что их должным образом обслуживают. Несанкционированная наружная реклама – это такое же явление, как пиратское видео и прочая подпольная продукция!" – говорит г-жа Хомутова.

Взаимный интерес

"В результате и денег на благоустройство города нет, и внешний вид улиц оставляет желать лучшего: множество конструкций находится в ненадлежащем состоянии", – говорит Валерий Зырянов, директор РГ "Дельфин" и зам­председателя Общественного совета по вопросам наружной рекламы.

Редкий случай: с бизнесом полностью согласна власть. "Безграмотный подход к дизайну, полнейшее отсутствие связи с общим историко-культурным прошлым зданий и тем, что размещено на них. Существуют правила благоустройства, которые должны соблюдаться!" – уверен начальник управления архитектуры и градостроительства Центрального района Барнаула Олег Трунов. Но, несмотря на нелюбовь к нелегалам, претензии в несоблюдении правил благоустройства часто предъявляются именно к легально работающим агентствам. И все сообщество порой становится пиратами в глазах власти. Чтобы в том числе исключить напраслину, агентства еще пять лет назад разработали концепцию развития наружной рекламы в Барнауле. С тех пор документ переживает доработки рассмотрения в различных инстанциях. А между тем, как сообщила г-жа Хомутова, в ряде регионов механизмы регулирования отрасли давно внедрены и отлажены. "Мы тоже скоро придем к этому: сейчас на проблеме сконцентрированы усилия многих структур, вовлечены рекламные компании. Все заинтересованы в том, чтобы реально работающий механизм регулирования рынка наружной рекламы был разработан и внедрен", – уверена Ирина Хомутова.

Подтверждая актуальность крылатого выражения про воз, всесторонний интерес не может вылиться в нечто продуктивное вот уже пять лет. Возможно, хотя бы усилившаяся инициатива рекламного сообщества и ограниченные возможности городской казны приведут к положительному результату в этом году.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость