На прошлой неделе в Павловске прошло выездное заседание краевого Совета народных депутатов. Депутаты и чиновники, ответственные за переход на "новые рельсы", решили обсудить опыт экспериментальных районов, чтобы выявить слабые места реформы и понять, как их устранить.
Сложности с обменом информацией между поставщиками услуг и органами соцзащиты.
- Сроки предоставления сведений о денежных эквивалентах предоставленных услуг очень сжатые, - говорил на заседании Сергей Дикарев, начальник Главалтайсоцзащиты. - Это диктует необходимость наличия информационного обмена в электронном виде. К сожалению, не все поставщики это могут. Также взаимодействие может осложняться большим количеством услуг, которые различаются по объему и мощностям.
Так, в Ребрихинском районе 27 поставщиков услуг, в Косихинском - 24, в Павловском - 22, в Новоалтайске - 24, в Славгороде - 11, в Яровом - 3.
Нарушение сроков доставки. Из-за разной скорости работы поставщиков услуг и почты компенсация до льготников может доходить не вовремя и по кусочкам.
- По данным мониторинга по выплате компенсаций в пилотных территориях, средства краевого бюджета в органы соцзащиты поступали вовремя, - сказал Дикарев. - Нарушения сроков доставки компенсаций непосредственно льготникам были связаны в основном с работой почтовой связи. Нас это очень встревожило.
Общая проблема. На любом этапе может случиться ошибка, из-за которой пострадает льготник. Так в самом начале эксперимента получилось в Косихинском районе. Вместо того чтобы компенсировать людям 50 процентов стоимости 54 киловатт электроэнергии (это социальная норма, на которую предоставляется скидка для некоторых категорий льготников), пополам разделили саму цифру 54. Вышел конфуз.
Изменить форму выплаты компенсаций. Это предлагает Иван Будко, депутат КСНД.
- Неверный выбран путь! Не в пользу людей. Вот наша забота о ветеранах: комитеты, стандарты, перерасчеты… Много шума из ничего. Считаю, что нужно было определять единую выплату по стандарту или форму ЕДВ*, и проблем было бы меньше. Процесс этот живой, и чужой опыт нужно продолжать изучать.
Но… Уже все решено, край переходит на новую схему предоставления льгот - ЕДК**.
Продлить сроки выплаты компенсаций. Сергей Дикарев считает, что проблему с нарушением сроков доставки можно решить радикально.
- Договоренность об этом уже есть, и у отделений почтовой связи будет больше времени для доставки получателям компенсации. Это снизит процент невыплат к концу установленного срока.
Но… Закон требует оплачивать коммунальные услуги до 10 числа следующего месяца. Если сроки выплаты компенсаций продлить, не будут ли ущемлены права льготников?
Перейти на безналичные отношения. Виктор Чернеев, председатель Совета народных депутатов Павловского района, управляющий Павловским отделением Сбербанка России, уверен, что нужно придумывать программу для безналичного перевода средств со счетов льготников на счета поставщиков:
- Мы заметили, что почта не справляется. Давайте посмотрим по-другому: для чего эти деньги? Это - компенсация коммунальных услуг. Деньги однозначно идут туда. Волю здесь и власть надо употреблять, дорогие мои. Коммунальщики говорят, что с банком работать проще: пришли деньги на счет льготника, он пишет поручение перечислить их поставщикам.
- Нужно работать напрямую, - согласен Николай Целищев, замначальника краевого управления по ЖКХ. - Мы ведем разработку программного комплекса и будем пробовать такую модель в Алейске, Ребрихе и во всех других территориях, которые пожелают присоединиться.
Но… Такие действия могут снять проблему. Только сложно представить, как в этих сверхсовременных условиях смогут ориентироваться сами льготники - пенсионеры, инвалиды, одинокие люди…
Кому теперь хорошо?
Другой плюс отметил Александр Романенко, начальник комитета КСНД по бюджету, налоговой и кредитной политике.
- За этой схемой будущее, - уверен он. - Когда предприятия получали 50 процентов оплаты от какой-то категории граждан, они тем же самым и "отвечали", не заботясь о качестве услуг. Сейчас правовые отношения выстраиваются так, как надо. Бюджет оказывает меры соцподдержки адресно. А человек, который заключает договор с поставщиком и полностью оплачивает услуги, законно требует качества.
- При такой схеме сборы платы за услуги у поставщиков практически стопроцентные, а это - стабильность работы предприятия, контроль над движением средств - такой плюс отмечает Николай Целищев, замначальника краевого управления по ЖКХ.
"Люди так и не поняли"
Эльвира Батракова, председатель Совета ветеранов Павловского района:
- Во всей этой системе хуже всего то, что все эти компенсации приносят не в один день. У нас есть пенсионеры, которые получают пенсию в размере двух тысяч. Если оплатить все услуги с этой пенсии и ждать, когда принесут компенсацию, то жить не на что будет… Нужно обязательно выдавать все деньги, которые положены пенсионеру, в один день. Вот тогда, может быть, эта система даст какой-то положительный результат. А пока мы слышим очень много недовольства. Люди так и не поняли, что получится из всей этой системы…
От редакции
Есть такой анекдот, придуманный Николаем Фоменко: "Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус". Нам кажется, он подходит к ситуации: несовершенство новой схемы очевидно, недовольства льготников понятны, положительные эффекты спорны, а реформа продолжает двигаться вперед и вот-вот охватит весь край. "Мы будем делать предоплату по своим же льготам и последнюю компенсацию, как и последнюю пенсию, можем не получить", - высказал "СК" свои опасения барнаульский пенсионер Анатолий Лунев.
Во время павловского заседания в самом конце обсуждения депутаты и чиновники практически хором спрашивали друг друга:
- Кому стало от этого хорошо?
Ответ дала Наталья Панюшкина, начальник управления соцзащиты Павловского района:
- Всем стало сложнее.
На меру социальной поддержки населения в бюджет 2008 года заложено около 7 миллиардов рублей. Это более 25 процентов всех средств краевого "кошелька".
Справка "СК"Коротко напомним, в чем суть преобразований. Раньше каждый льготник, имеющий право на 50-процентные скидки при оплате услуг ЖКХ, получал их в "натуральном" виде: пришел, заплатил половину, забыл. То, что недополучали в этом случае поставщики услуг, возмещали органы соцзащиты, направляя коммунальщикам целевые бюджетные деньги буквально одним платежным поручением.
Теперь будет так: льготник в полном объеме оплатит услуги; поставщик передаст в органы соцзащиты списки граждан, оплативших услуги; соцзащита на основании этих документов начислит льготникам положенные компенсации; деньги через почту или Сбербанк дойдут до каждого человека.
*ЕДВ - ежемесячное денежное вознаграждение взамен натуральных льгот. Определяется фиксированная сумма, одинаковая для всех льготников, которая не зависит от того, сколько услуг получил человек. В Алтайском крае ЕДВ получают за телефон и транспорт.
**ЕДК - это денежное выражение натуральных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которое напрямую зависит от размеров счетов потребителей. Размеры льгот не уменьшаются, изменяется форма их предоставления.
Самое важное - в нашем Telegram-канале