Потребитель

О социальной нагрузке

Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс"
Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс"
Олег Богданов

Традиционный съезд предпринимателей Алтайского края, который в этом году никто не хочет проводить, похоже, созвать все-таки придется. Пусть даже и с опозданием, но зато ради одной ключевой темы. Эту тему очень любит губернатор и не очень — работодатели. Называется она — социальная ответственность бизнеса. 

За последнее время власть сделала по меньшей мере два серьезных шага на пути укрепления, как ей кажется, ответственности предпринимателей. 23 июля в "Алтайской правде" появилось обращение Управления края по труду и занятости населения к владельцам предприятий с призывом срочно присоединиться к трехстороннему соглашению между властью, работодателями и профсоюзами. А буквально через неделю было подписано постановление губернатора о создании двух реестров — социально ответственных и социально ориентированных работодателей. Очевидно, что оба документа являются звеньями одной цепи. Последний вызвал бурную реакцию и даже некоторое брожение умов среди предпринимателей. Одни в гневе говорили нам, что "надо в ответ создавать реестр социально ответственных чиновников". Другие высказывались более сдержанно: "Вполне приличный и правильный документ".

Давайте разберемся по порядку. Во-первых, безусловно, оба шага краевой администрации направлены на защиту интересов исключительно наемных работников, а не владельцев бизнеса. И с точки зрения этих самых наемных работников, принятым документам следует мысленно поаплодировать. Здесь нам и гарантия права на труд, и коллективный договор со всеми из него вытекающими, и профсоюзная ячейка. Своим постановлением о реестрах власть говорит бизнесу вполне резонные слова: "Если ты, уважаемый, хочешь получать государственную поддержку в виде различных субсидий и компенсаций, то будь добр соблюдать установленные мною правила игры и соответствовать некоторым критериям".

Здесь уместно вспомнить еще одну превентивную меру. Предприниматель, претендующий на субсидию в размере 2/3 ставки банковского кредита, берет на себя обязательства не сокращать персонал на весь период получения субсидии. Даже если кредит ему нужен на модернизацию производства с высвобождением части рабочей силы.

Следующий пункт, с которым следует разобраться, — добровольность. На практике бизнесменов никто не заставляет присоединяться к трехстороннему соглашению или вступать в реестр. По крайней мере, нам такие случаи неизвестны. Не хочешь вступать — не надо, но смирись с тем, что господдержки тебе не будет. Впрочем, нет у нас примеров и того, что представители бизнеса шлют в управление письменные отказы присоединиться к соглашению. Нам кажется, что они его просто игнорируют. А в данном случае молчание — знак согласия.

Третий фактор — своевременность. Он более всего раздражает предпринимателей. Потому что в кризис и без того трудно всем, а когда еще постоянно напоминают о социальной нагрузке, легче не становится. Да, власть заверяет, что принятые меры будут эффективны и действенны после того, как завершится кризис, что трехстороннее соглашение принималось и до падения фондовых рынков, а формирующиеся реестры — на все времена. На словах это звучит красиво, посмотрим, что будет на практике.

Четвертый момент — обоюдная ответственность. Вот здесь я с предпринимателями полностью согласен. Власть должна быть в равной степени обременена социальной нагрузкой, потому что ее непродуманные действия или бездействие зачастую бывают гораздо более разрушительными. Как быть с теми случаями, когда она не рассчитывается по оборонному заказу, выполненному полгода назад? Когда несколько месяцев задерживает положенные субсидии? Когда какой-то дурак по указке большого начальника пропускает через таможню тонны неучтенной молочки из Белоруссии? Когда принимаются решения повысить энерготарифы — якобы потому, что без этого модернизация энергосетевого хозяйства невозможна? И таких примеров – сотни. Какие здесь реестры нужно составлять?

И, наконец, последний важный момент. В западных странах функцию социального контролера в значительной степени выполняет не государство, а профсоюз. У нас весомость и эффективность работы краевой профсоюзной организации близки к нулю. Это моя личная оценка, которую я никому не навязываю. Просто я не могу привести ни одного примера, когда бы крайсовпроф активно вмешивался в острую ситуацию на отдельно взятом предприятии и помогал его работникам защитить свои права. Может быть, вы мне их подскажете?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость