Как торгуют рыбой в Барнауле
О том, что в ДК "Сибэнергомаш" работает рыбная ярмарка мы поняли, только открыв дверь: специфический запах сразу же ударяет в нос.
В пустом центральном фойе рядом с указателями ателье и спортивных секций большая стрелка - за камчатской рыбой иди направо.
Перед входом в большой зал расположились четыре витрины. Одна - с замороженной продукцией, три - с копченой и соленой. Открытые ведра с красной икрой стоят тут же на прилавках. Все просто и без особых изысков.
Если верить большим рекламным плакатам, которыми ярмарочники заклеили весь город, здесь около 30 сортов рыбной продукции. Стейки лосося почти по 2 тыс. за килограмм, чавыча (дикий лосось) - от 1,7 тыс., форель - примерно столько же, креветки - по 1 тыс. рублей.
Красная икра на ярмарке стоит от 4,7 до 5,2 тысяч за кило. Из того, что подешевле - скумбрия. Всего 390 рублей.
На ценнике рядом с крабовыми палочками фломастером написано "25 рублей".
В обеденное время буднего дня здесь оказалось на удивление много народа, почти все пенсионного возраста. Одна парочка долго рассматривала замороженную рыбу, но на покупку так и не решилась. "Они с собой и камчатские цены привезли. Там-то у них пенсии повыше", - сказал явно разочарованный ценой мужчина.
Рядом продавец накладывала женщине в пакет замороженную скумбрию. "Вы мне, пожалуйста, дайте одинакового размера", - обратилась покупательница. "Так они у нас все, как на подбор", - ответила продавец. "За такую-то цену, конечно", - отрезала женщина.
Несмотря на не демократичные цены, покупателей здесь достаточно. За время, что мы здесь пробыли, народ только прибывал. Ради интереса зашли в соседний рыбный магазин: там пустота.
Откуда такой спрос?
Маркетологи полагают: потребители все чаще отдают предпочтение именно такой форме торговли в пику сетевым магазинам.
Евгений Ноздрачев,
специалист по рекламе и маркетингу:
Покупатели все меньше стали доверять крупным игрокам – федеральным торговым сетям - и все больше голосуют рублем в пользу небольших магазинов формата «у дома», фермерских лавок, в том числе выездных продовольственных ярмарок. Горожане выбирают формат, где можно задать вопрос товаропроизводителю или продавцу. В супермаркетах же, как правило, такого «живого» общения попросту нет.
Егор, представившийся руководителем ярмарки в "Сибэнергомаше", рассказывать корреспондентам altapress.ru о том, откуда в Барнаул "приплыла" рыба, где ее хранят и почему продают так дорого, не стал, сославшись на сильную занятость.
Что покупают?
Рыба - главный тренд ярмарочной торговли. Еще в октябре в торговом центре "Пионер" прошла ярмарка "Дары Камчатки". В декабре продажа рыбы здесь повторилась. Параллельно с этим торговля шла и в "Сибэнергомаше", который находится неподалеку от "Пионера".
Судя по отзывам в соцсетях, ярмарочный рыбный "чёс" идет по многим городам страны: в списке - Киров, Оренбург, Кемерово, Томск. Основная претензия россиян сводится к одному - почему так дорого? "Посетили выставку "Дары Камчатки", создалось впечатление, что рыба летела к нам бизнес-классом", - недоумевают покупатели.
Кто в Барнаул везет башкирский мед
Еще одним популярным ярмарочным продуктом в последние годы стал мед. Несколько раз в год его в Барнаул привозят якобы из Башкирии. У местных пасечников это вызывает большие вопросы.
Юрий Богуславский, председатель кооператива "Алтай - медовый край", рассказывает: организацией гастрольных медовых туров занимается предпринимательница по фамилии Монастырская. Она зарегистрирована в Подмосковье.
В интернете можно найти информацию о том, что у нее есть собственная пасека. Однако местные пчеловоды полагают, что это лишь прикрытие. Продукцию она, по мнению пчеловодов, закупает на воронежском заводе "Русский мед", работающем с оптовиками. Дальше мед из одного большого бочонка "растекается" по российским городам.
Юрий Богуславский,
председатель кооператива "Алтай - медовый край":
Они продают так называемые сбитые меда, которые сложно назвать натуральными, и медовую продукцию с различными добавками. Потом покупатели приходят к нам и спрашивают: "А где мед с орешками?". Мы пытаемся объяснить, что мед и так полноценное лакомство и добавки ему не нужны. Бесполезно, аргумент один: "А мне понравилось, это вкусно".
По словам Юрия Богуславского, противостоять нашествию медовиков-гастролеров сложно: с законодательной точки зрения к ним не подкопаться.
"Как-то мы спросили документацию на мед, так они вывалили целую сумку бумаг и сказали: "Разбирайтесь"", - рассказал Богуславский.
Судя по материалам ФАС, сомнения в происхождении меда гастрольных ярмарочников возникают не только на Алтае. Пару лет назад антимонопольщики Новгородской области рассматривали претензию жителя, который полагал, что алтайский и башкирский мед, который Маргарита Монастырская привезла в Новгород, к этим регионам не имеет никакого отношения.
Когда сотрудники комитета ветеринарии пришли с проверкой, оказалось, что алтайского меда на ярмарке и правда нет. Тогда предпринимательница заявила, что его просто раскупили первым. Придраться оказалось не к чему.
Кстати, приезжие медовики активно участвуют и в так называемых церковных выставках. Продают на них и ножи, и мед, и свечи. Проводятся они в Барнауле.
"Организаторы таких ярмарок не скрывают, что гастролируют по России. Параллельно с этим у них идет подтоварка. Грузовики с продукцией приходят в новый пункт назначения", - рассказал altapress.ru специалист одного их торговых центров Барнаула.
Как выгоняли белорусов-колбасников
Любопытная история в конце прошлого года произошла в Барнауле с торговцами белорусской мясной продукции. После того, как они заключили договор аренды с местным ТРЦ, и начали торговать, им неожиданно объявили о выселении.
Михаил, руководивший ярмаркой в Барнауле, тогда жаловался altapress.ru, что на собственников центра оказывалось административное давление. Факт того, что в Барнауле продают колбасы, привезенные из соседней республики, якобы возмутил тогдашнее руководство региона.
В разгар конфликта Михаил рассказывал, что в случае выселения привезет 100 тонн колбасы к зданию администрации и вывалит прямо у входа.
В итоге доработать предпринимателю все-таки дали. Правда, в Барнаул он больше не приезжал.
Какие уловки используют ярмарочники
Эксперты в области маркетинга предупреждают: организаторы подобных кочующих ярмарок хорошие психологи. Они занимаются грамотным продвижением, ориентированным на пенсионеров, и с прицелом выбирают площади для торговли.
Анна Поломошнова,
представитель консалтинговой компании «ТЦ БЦ»:
Подобные ярмарки - это ограниченное во времени предложение с ощущением уникальности, качества и дешевизны товара. Формат называется Pop-up store. Им нужны массовые каналы продвижения — телевидение и радио, которые обеспечивают быстрый охват большой аудитории. При этом далеко не факт, что там более низкая цена. Ярмарки часто располагают в таких местах, которые «обещают» дешевизну. Например, в старых домах культуры или на каких-то уличных площадях. Это понятно аудитории пенсионеров, которые хорошо знакомы с этими местами. Или тем, кто настроен искать самое дешевое.
Лариса Кульгузкина,
директор по маркетингу компании «Магис-спорт»:
Думаю, что расцвет этого формата торговли связан еще и с тем, что торговых центрах много пустых площадей. Найти постоянных арендаторов сложно и поэтому сотрудничают с ярмарками.
Однако, предупреждает Поломошнова, ярмарка — опасный ход для торговых центров.
«Представьте, что ваши арендаторы целый год работают — копят список постоянных покупателей, закупают новые коллекции. Но накануне Нового года администрация торгового центра устраивает ярмарку вечернего платья. Это убивает торговлю постоянных магазинов», - констатирует эксперт.
Самое важное - в нашем Telegram-канале