Потребитель

Пипл схавает. Ухудшается ли качество продуктов?

Представители крупных торговых сетей России начали высказывать опасения о возможном снижении качества продуктов питания. Ритейлеры считают, что в условиях роста цен на сырье производители стараются сократить издержки, что влияет на состав и качественные характеристики продукции. Так, компания X5 Retail Group (магазины "Пятерочка" и др.) создала ряд собственных лабораторий для контроля качества поставок, сеть "Ашан" снабдила свой складской комплекс анализаторами, а Metro начала пользоваться услугами независимой экспертизы. Таким образом сети хотят обезопасить себя от вала претензий со стороны покупателей.

Насколько оправданы опасения продавцов продуктов питания?

Михаил Сусов,
директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group:

Сознательность поставщиков продукции и контроль за качеством товаров со стороны органов надзора оставляет желать лучшего. В сегменте консервации мы отсеиваем до 50% товара. В банках лежит не то, что на них написано...

Что такое для вас качественные продукты?

Натуральность, отсутствие ГМО, искусственных добавок и красителей  – самые важные критерии, по которым россияне оценивают качество продуктов питания.
Не содержащие искусственных добавок и красителей - 70%
Производимые / выращенные в России - 39%
Имеющие небольшой срок хранения - 35%
Производимые известной маркой - 15%
Респонденты могли выбирать два или более ответов.
В общероссийском опросе ИХ "Ромир" приняли участие 1,5 тыс. респондентов.

Производители работают на пределе

Лариса Мелешкина,
руководитель "Испытательного центра пищевых продуктов и сырья" АлтГТУ им. И. И. Ползунова:

Высокая цена продукта приводит к снижению объемов реализации, поэтому мы сейчас  встречаем более дешевые сливки растительного происхождения, то же самое можно сказать о кондитерской, шоколадной продукции, где используется не какао-масло, а его заменители. Пальмовое и кокосовое масла использовали всегда, но если раньше в продукте все-таки существовал какой-то паритет между молочными и растительными жирами, то сейчас идет перевес в пользу растительного жира как более дешевого. Из Китая в край начали завозить более дешевую гречневую крупу. Китайская крупа имеет неоднородный состав: на фоне темно-коричневых ядер встречаются светло-зеленые. По россий­скому стандарту гречка разваривается 15 минут, а у китайской время разваривания – 25 минут и негармоничный вкус. К таким результатам приводят недостатки технологии обработки. К сожалению, ГОСТ не дает нам возможность забраковать крупу по наличию белых ядер, но у нас можно применять показатель развариваемости, который позволяет отнести эту крупу к нестандартной.

С точки зрения безопасности считается, что вся продукция, выпущенная в обращение, соответствует необходимым нормам. А вот с методами идентификации натуральности красителей, наличия сухого восстановленного продукта очень большие сложности. Во-первых, в России недостаточно методик для их оценки, во-вторых, имеющиеся методики довольно дороги, к тому же не каждый производитель захочет платить 1,5–2 тыс. рублей за эти испытания. Разработка методик идентификации фальсифицированных продуктов отстает от рынка. Когда был принят техрегламент на молочную продукцию, где говорилось, что нельзя называть молоком восстановленный из сухого сырья продукт, оно должно называться "молочный напиток", производители спросили, как лаборатории собираются оценивать это, где у них методы идентификации? Поэтому мы ни разу не видели молочного напитка как на алтайском рынке, так и на рынке страны.

Сети заботятся о качестве

Леонид Абаюшкин,
генеральный директор "Федерального закупочного союза":

Поводы опасаться за качество продукции имеются всегда. У производителя постоянно возникает искушение снизить себестоимость. Порой отпускная цена, к примеру, тушенки при переговорах устанавливается на уровне цены жести, из которой сделана банка. Можно предположить, что лежит внутри. С такими производителями мы не будем работать никогда, но они есть. В союзе создан отдел качества.

Кроме того, сейчас мы заключаем договоры с организациями, которые являются специалистами в оценке производства. Продукт может находиться в той или иной ценовой категории под разный кошелек в зависимости от той или иной композиции ингредиентов. Сеть не заинтересована в некачественных товарах.

В Европе широкое распространение получили товары под частной маркой сети, поскольку сначала у покупателя формируется доверие к магазину, а затем это доверие переходит на товары private label. К этому уже давно пришли в Европе, думаю, наш потребитель разберется, и желающих платить больше не будет. Производитель, развивая свой бренд, вкладывает в него добавочную стоимость за счет некой эмоциональной составляющей. Мы экономим именно на ней, когда занимаемся собственными торговыми марками.

Искусственные продукты есть придется

Сергей Исаев,
генеральный директор компании "Алтаймясторг":

Технологии производства продуктов питания будут развиваться, продовольственный кризис так или иначе наступает. Я, как и многие люди, не хочу есть искусственные продукты, но делать это придется. В части безопасности продукции производитель должен быть ответственным изначально, а государству необходимо усиленно работать в сфере контроля. Необходимо лоббировать законы, которые бы вырабатывали у производителей ответственное отношение к своему продукту.

Много вопросов возникает не столько к работе производителей, сколько к действиям сетей в части соблюдения сроков годности и условий хранения. Производитель хоть и выпускает большие объемы продукции, но отследить ее качество намного проще, чем протухший кусок колбасы, который сотрудник магазина выложил на витрину. Если сеть беспокоится за качество новой партии товара, то она всегда может потребовать свежие анализы. А дальше важно, чтобы магазин сам не испортил продукт.

Сейчас сети начинают срастаться с производителями в работе по private label. В данном случае розница тоже должна нести ответственность за качество, вводить своих технологов на производство, где размещаются заказы. Возможно, не стоит открывать лаборатории, но представитель сети должен контролировать работу производителя.

Опрос: вы всегда знаете, что едите?

Алексей Горшенин,
генеральный директор компании "ИнтерКонсалт" (Москва):

Естественно, я стараюсь учитывать свой опыт, но, когда ем, абстрагируюсь. Есть определенные группы продуктов, которые я вообще отсекаю. Это, например, все колбасные изделия.

Юлия Крючкова,
ведущий аудитор департамента "Сертификации систем и услуг" компании SGS (Москва):

Для меня это профессиональный бзик, который передается и моим домашним. Никто из них не возьмет продукт, не прочитав этикетку или не обратив внимание на мелкие значки. Сейчас замечаю за собой, что покупаю продукты тех производителей, на предприятиях которых я побывала и в качестве продуктов которых я уверена. В основном к нам на сертификацию приходят лучшие, а не те, кому нужно повесить сертификат на стену. Но бывают и такие.

Евгения Буглакова,
руководитель направления "Систем менеджмента" компании "ASBA – консалтинг" (Барнаул):

Я стараюсь вникать в то, что пишут на этикетке, в частности, обращаю внимание на наличие подтверждения добровольной сертификации по системе "Качество" ISO 9001 и "Пищевая безопасность" ISO 22000. Своим детям я беру исключительно сертифицированное питание.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость