– Если говорить об источниках питьевой воды и воды вообще, то Сибирь, и в частности Алтайский край, находится в очень хорошем положении. В арабских странах, в Израиле, в среднеазиатских и многих других районах мира вода действительно на вес золота.
Алтайскому краю повезло. Он находится на так называемых границах раздела: водораздела рек Северного Ледовитого и Индийского океанов, между тайгой и полупустыней, между горами и равнинами. В таких местах всегда есть воды, различные по составу. Это как смешение культур.
По составу воды Алтайский край условно можно разделить на три части: Кулундинская зона, Приобское плато, горные и предгорные районы. У каждой есть свои достоинства и недостатки.
Вода в Кулундинской зоне высокоминерализованная. Избыточное содержание солей вредно для человека.
Приобскому плато повезло больше всех. Барнаул и другие населенные пункты, которые пользуются Обью и местными подземными источниками, получают довольно-таки оптимальную по составу воду.
Поверхностные воды предгорных и горных районов, в отличие от Кулундинских, с очень низким минеральным содержанием. И это тоже неполезно.
Во многих странах уже используют другие способы очистки: например, после фильтрации перед подачей воду обрабатывают жестким ультрафиолетом. У нас этого сделать нельзя, потому что в наших протяженных и изношенных водоводах после такой обработки вода может вновь стать источником размножения патогенной флоры. Без хлора не обойтись.
В Барнауле есть речка Пивоварка. Это канализационная яма для целого района города. Низкая местность, частный сектор… То, что попадает в Пивоварку, – попадает в Обь и наши краны. Для очистки Пивоварки необходимо выселять людей из водоохранной зоны, но такой возможности нет. Что делать? Просвещать их, чтобы хоть туалеты и выгребные ямы подальше от реки делали.
У нас так: если люди приезжают на реку, значит, обязательно нужно помыть машину в самой реке, а весь мусор оставить у воды. Как объяснить, что нельзя этого делать? К сожалению, вопрос без ответа.
Специалисты предполагают, что в будущем за питьевую воду будут воевать. У нас воды в избытке, из чего следует, что когда-нибудь экономику региона можно будет строить за счет этих запасов. Возможно, когда-нибудь вода будет валютой. И, может быть, мы, в Сибири, будем за счет этого жить. Но у нас пока так: чего много, то не ценим.
Вопросы "из-под крана"
– Что такое жесткая вода?
– Вода с повышенным содержанием кальция и магния. Когда их больше нормы, они оседают в виде налета и накипи на посуде и внутренних поверхностях водоводов. Использование жестких вод может приводить к мочекаменной болезни, а также разрушать нагревательные приборы.
– Насколько оправданно использование бытовых фильтров?
– Если говорить о районах Барнаула, снабжающихся речной водой, то здесь такие приборы по большому счету не нужны. Как бы ни говорили об их избирательности. Вода, которая прошла через фильтр, вместе с "лишними" веществами теряет и полезные. Поэтому лучше воду просто отстаивать. Но эти фильтры очень полезны для Кулундинской зоны, где высокая минерализация вод, и для районов края и Барнаула, использующих подземные воды (например, п. Южный). А для районов, где вода с низкой минерализацией, они вообще непригодны. И, кстати, никаких "Калгонов", чтобы смягчить нашу воду (кроме кулундинской и подземной), тоже не требуется.
– Стоит ли пить воду из-под крана?
– Не стоит, конечно.
Справка
60% жителей Алтайского края используют воду из поверхностных источников, 40% – подземные воды.
Основная часть азиатских возобновляемых водных ресурсов (72%) приходится на долю четырех стран: России, Китая, Индонезии и Индии.
Татьяна Папина:
– Я советую пить минеральные воды нашего региона. Если они действительно разлиты у источника, то они очень хорошего качества. Но наши фирмы, случается, экономят. Возить воду от источника дорого, поэтому многие бурят скважину там, где стоит завод, а воду искусственно доводят по химическому составу "до природной". Если вода газированная, отличить ее по вкусу от настоящей невозможно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале