Компания "Сибирьтелеком" продолжает играть с огнем. Это я об ее очередном решении повысить тарифы. На сей раз с 1 марта на услуги местной и внутризоновой телефонной связи и на услугу по передаче телеграмм. Рост тарифов преподносится компанией как "антикризисный план". Хорошая формулировочка, скажу я вам, особенно для монополиста, прибыль которого за девять месяцев 2008 года составила 2,56 млрд. рублей.
Я не большой специалист по тарифам внутризоновой телефонной связи. Но я логически пытаюсь понять и сопоставить факты, которые у меня в голове не очень хотят укладываться в разумную цепочку. Читаю во вторник официальную позицию компании. Пресс-релиз гласит:
"В сложной экономической ситуации "Сибирьтелеком" реализует антикризисный план, его основной позицией является стремление компании вкладывать инвестиции в развитие Сибири и Алтайского края в частности на уровне 2008 года, сохранить рабочие места, поддержать благоприятный социальный фон в регионе, в том числе реализуя программы по развитию качества обслуживания абонентов. Для реализации этих планов компании требуются дополнительные затраты".
Признаюсь честно, более иезуитского пресс-релиза от компаний я раньше не читал. Перевести его на русский язык можно очень просто. Попробую это сделать. Компания "Сибирьтелеком" заявляет властям, организациям и всем жителям Алтайского края, что если они хотят иметь стабильность, работу и возможность созваниваться друг с другом хотя бы раз в день, то за это должны раскошелиться на инвестиционную программу. Иначе – каюк.
Далее компания приводит целую линейку тарифов с указанием повышения. К примеру, стоимость минуты разговора на повременном тарифном плане изменится с 22 до 26 копеек. Безлимитный тарифный план станет дороже на девять рублей для населения и на 25 рублей для организаций. Стоимость предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии для населения увеличится со 125 до 135 рублей в месяц, для корпоративных клиентов со 145 до 160 рублей в месяц. При этом "Сибирьтелеком" с выражением невинного агнца прикрывается, как фиговым листочком, приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Что, дескать, это она все придумала, а мы тут ни при чем, мы – за народ. Нечто подобное я слышал раньше от энергетиков. При этом и те, и другие как бы невзначай умалчивают, что сначала сами подают в ФСТ или иной регулирующий орган некое обоснование изменения тарифов, которое затем принимается либо отвергается.
Но давайте тем не менее переключимся на само повышение. На первый взгляд оно незначительное, хотя, конечно, неприятное. Но суть не в этом. "Сибирьтелеком" – публичная компания. И на ее сайте в открытом доступе размещается самая подробная информация для действительных и потенциальных инвесторов. Вот и я решил почитать отчет за девять месяцев работы "Сибирьтелекома" в 2008 году, коль уж оператор связи предлагает мне вложиться в его инвестиционную программу по Алтайскому краю. Читаю и тихо радуюсь. Консолидированные доходы компании – 27,91 млрд. рублей. При этом основными составляющими являются доходы от предоставления услуг телефонной связи – 8,53 млрд. рублей. А вот консолидированные расходы за тот же период – 23,19 млрд. рублей. В общей сумме затрат наибольшую долю занимают расходы на оплату труда, прочие выплаты и социальные отчисления – 33,8%. Прибыль от операционной деятельности составила 5,18 млрд. рублей. Прибыль за отчетный период – 2,56 млрд. рублей. Замечательно! Одно только непонятно – кризис где? Или в последнем квартале компания проела те самые два с половиной миллиарда целковых и теперь сосет лапу? И где основные пункты инвестиционной программы по Алтайскому краю на 2009 год, которые обещают выполнить?
В связи с этим я вспомнил, как на февральском заседании антикризисной рабочей группы губернатор края ругал "Сибирьтелеком" за повышение тарифа на проводное радио. То решение тоже преподносилось оператором как вынужденная мера, поскольку сама услуга приносит ему убытки. "Хороши убытки, – распылялся губернатор, – особенно для компании, которая одних только дивидендов распределила на
2 млрд. рублей. И я не понимаю, где наша антимонопольная служба? Где были представители МЧС, которые должны первыми реагировать на такие решения? Почему все молчат и никак не реагируют?"
Похоже, "Сибирьтелеком" в 2009 году поставил перед собой цель стать "любимой" компанией Александра Богдановича, а антимонопольной службе нужно опять собираться в поход. Одним звонком или телеграммой тут не отделаешься.
Самое важное - в нашем Telegram-канале