Интерес к органическому
Поведение покупателей в Алтайском крае под воздействием экономических и политических факторов меняется не первый год. Краевые ритейлеры отметили, что потребители стали рациональнее подходить к регулярным тратам, но при этом не готовы экономить на удовольствиях и маленьких жизненных радостях.
Елена Абдулаева, начальник управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края, напомнила, что в регионе сохраняется стабильная динамика розничного товарооборота.
По данным ведомства, рост за восемь месяцев 2025 года составил 3% к аналогичному периоду 2024 года, благодаря чему общий оборот достиг 423,1 млрд рублей. Из них на 209 млрд продали в продовольственном секторе и на 213 — в непродовольственном.
По ее словам, структура продаж постепенно меняется. Замедление кредитной активности, а также сокращение ипотечного и автокредитования уменьшают долю непродовольственного сектора.
Вместе с тем, по статистике управления, растет доля осознанного потребления, интереса к местной и органически чистой продукции.
«В Алтайском крае наблюдается растущий интерес к продукции здорового питания. Сегодня даже региональные производители создают собственные бренды, что способствует развитию локальных сетей и внутреннего потребительского рынка», — сказала начальник управления.
Молодежь меняет рынок
Генеральный директор Торгового двора «Аникс» Юрий Никитин отметил, что сезонность и вкусовые привычки покупателей по-прежнему формируют характер продаж его сети. При этом люди все чаще позволяют себе импульсивные покупки ради удовольствий.
«Мы задумались, а на всем ли покупатель готов экономить? Оказалось, что на удовольствии не готов, — делится наблюдениями Юрий Никитин. — В этом году люди так часто покупали манго, что мы продали три фуры, а в следующем году рассчитываем на шесть. То есть на удовольствии люди не экономят. Как и на здоровье, детях, кошках и собаках».
По его словам, в последние годы локальные бренды начинают лидировать. Впервые в «Аниксе» заметили, что местная молочная продукция обошла федеральную с большим отрывом, несмотря на не самую привлекательную упаковку.
Он считает, что люди выбирают алтайских поставщиков за вкус, качество и свежесть продукции. По этой причине, утверждает Юрий Никитин, приоритет на полке в его сети отдают местным товарам — они стоят на лучших местах, в зоне видимости покупателей.
Параллельно растет доля рынка готовой еды. Этот сегмент, по наблюдениям эксперта, демонстрирует устойчивый рост благодаря приобретаемой поколением Z экономической независимости. По его словам, молодежь не захочет стоять у плиты и готовить, даже если умеет это делать. Следствие этого - нерациональные траты на готовую еду.
«Студенты никогда не встанут за плиты и не будут готовить. Они все равно будут покупать готовое. И тоже не будут экономить как минимум потому, что не умеют экономить», — считает предприниматель.
О том, почему трансформировалось потребительское поведение, рассказал директор компании «Альтерра» Роман Трефилов. По его мнению, сверхкрупные покупки вроде недвижимости и автомобилей стали недоступны для населения, но в рублях доходы все равно выросли. И свободные деньги нужно куда-то тратить.
«Люди привыкли тратить, потому что радость должна быть в жизни. Поэтому «Красное и белое» растет, покупают манго, украшения и так далее. Думаю, в какой-то момент ситуация стабилизируется и придет к нормальному состоянию», — отметил бизнесмен.
Дмитрий Линьков, сооснователь брендов «Любовь и суши» и Dimmy Yammy также подтверждает на примере своего бизнеса, что небольшие радости остаются важной частью потребительских привычек даже в кризисные времена.
«Люди действительно не готовы сокращать расходы на маленькие радости и стараются хорошо питаться. Мы видим это по росту среднего чека. В этом году мы приняли решение ввести еще один продукт — пиццы, потому что у них особенно значительный рост, более 25%», — рассказал предприниматель.
Молодые, здоровые и несемейные
Руководитель отдела продвижения компании «Мария-Ра» Леся Колтакова рассказала, что в этом году сеть полностью пересмотрела стратегию собственных торговых марок, адаптировавшись под предпочтения избирательных потребителей в Алтайском крае и Сибири в целом.
«Мы начали большой проект по пересмотру всех собственных торговых марок, потому что увидели тренд на отказ покупателей от больших брендов в пользу СТМ, если они достойного качества и подходят им. Мы жестко переработали все свои позиции: устаревшие обновили, неэффективные вывели и вдобавок разработали новые», — поделилась она.
Ключевым направлением для «Марии-Ра» остается адаптация ассортимента сети под меняющиеся запросы потребителей, выбирающих не только кошельком, но и образом жизни. По словам Колтаковой, со временем трансформировались размеры семей и внимание россиян к здоровому питанию.
«Есть тренд на выбор покупателем здорового питания, поэтому мы увеличили ассортимент диетических батончиков. Мы также обратили внимание на уменьшение среднего размера семьи и, соответственно, сократили фасовку. Даже если это охлажденное мясо, то маленький кусочек, который можно купить и сразу приготовить, а не килограмм», — добавила она.
Маркетплейсы против торговых центров
Александр Георгиев, управляющий компанией «Глобус», обратил внимание на падение покупательской способности и изменение структуры спроса в непродовольственном ритейле. Он, наблюдая за ТРЦ «Арена» и «Европа», не видит поводов радоваться, ведь торговые площади пустеют из-за большой популярности маркетплейсов.
«Рынок ритейла, особенно одежды и обуви, просел капитально. Обувь прям "мертвец", если разобраться. Компании сами себя душат, уходя на маркетплейсы. Раньше человек покупал вещи в Zarina на 20 тыс., теперь он может на 10 тыс. купить то же самое, но в интернете. Зачем ритейлеры так делают, непонятно», — сказал он.
ТРЦ Galaxy тоже переживает непростые времена, но ищет решения самостоятельно, организовывая интересные события для посетителей. Маргарита Сафронова, директор службы аренды компании «Первый», подчеркнула, что не всегда открытия новых точек повышают проходимость торгового центра.
«Я не могу похвастаться большим обновлением торговых галерей, потому что в этом году мы общались с небольшим количеством федеральных операторов, — рассказывает она. — Планы были сделать три-пять открытий. Где-то успешно получалось, где-то получалось совсем не успешно.
У нас тоже, как у коллег, расходы на эксплуатацию квадратного метра торгового центра превышают доходы. Приходится тратить космические цифры на обслуживание площадей. Но мы занимаемся развитием развлекательной составляющей и наполняем торговые центры не просто точками продаж, а делаем из них гибридные пространства, стараемся давать людям радость, чтобы они выбирали нас на ежедневной основе».
О чем еще рассказали эксперты
Справимся с вызовами централизации
Денис Чернов,
руководитель направления электронных перевозочных документов компании ПРОКС:«Ритейл традиционно выступает одной из флагманских отраслей в использовании информационных технологий. Информатизация экономики нашей страны идет интенсивно и продолжает набирать обороты. Следующий крупный этап – переход на электронные транспортные документы.
Сейчас идет переходный период, и с 1 сентября 2026 года использование транспортных накладных в электронной форме станет обязательным для всех участников перевозки. Доставка товаров до мест реализации — один из важнейших бизнес-процессов торговли. Поэтому предлагаем обратить особое внимание на изменение технологии обработки документов.
Нерешаемых задач в этой области нет. Зато есть те, решение которых требует времени. На некоторых рабочих местах, участвующих в процессе, сейчас нет ни подписей, ни компьютеров, а где-то нет и связи. Не все действующие сейчас учетные системы умеют работать с транспортными документами.
Решения есть, и есть разные. Перед нами стоит лишь вопрос выбора наиболее эффективного. Мы можем предложить несколько вариантов автоматизации процесса для каждого из рабочих мест.
Кроме технических вопросов есть еще юридические и организационные. Корректировки договоров и регламентов требуют проработки и согласования. Все эти процессы необходимо рассматривать в комплексе. За этим последует тестирование решений и обучение персонала.
Предлагаем прорабатывать эти вопросы в плановом режиме. Ждем ваших профильных специалистов для консультаций. Своевременный старт процессов позволит получить максимальную выгоду от внедрения новых форм документооборота».
В ожидании инвестиций
Ирина Бубенко,
региональный управляющий Альфа-Банком в Алтайском крае и Республике Алтай:«Ориентируясь на потребности ритейл-компаний, Альфа-Банк готов предоставить комплексный набор финансовых и технологических решений, направленных на оптимизацию расходов, защиту от валютных рисков и усиление взаимодействия с клиентами. Интеграция инвестиционных продуктов, современных платежных технологий и аналитических инструментов позволяет розничным сетям не только сохранять текущие позиции, но и активно развиваться в условиях динамичного рынка.
Мы активно предлагаем системы самоинкассации — автоматизированные терминалы, позволяющие быстро и безопасно собирать наличные средства без привлечения инкассации. Это сокращает операционные расходы и повышает уровень контроля над денежными потоками.
Для безналичной оплаты дополнительно устанавливаем NFC-метки, которые ускоряют процесс оплаты, уменьшают время обслуживания клиента и снижают комиссии за транзакции посредством оптимизации маршрутов платежей.
Для компаний, которые собираются приобретать импортное оборудование, мы предлагаем хеджирование валютных рисков при закупке импортного оборудования.
То есть банк предлагает клиентам заключать контракты, позволяющие зафиксировать курс евро или доллара на момент планирования закупок. Это защищает компании от колебаний валютных курсов. Также эксперты банка помогают оценить риски и подобрать оптимальные инструменты, учитывая специфику бизнеса и сроки поставок».
Новые приоритеты в одежде
Альбина Шоль,
генеральный директор компании «Альпалазон»:«Сегодня мы наблюдаем глубокие изменения, которые требуют от брендов гибкости, инноваций и четкого понимания своих клиентов. Покупки в интернете продолжают доминировать, но при этом усиливается потребность в бесшовном взаимодействии бренда с клиентом через все каналы — онлайн, офлайн, социальные сети.
Все большую роль играют персонализация и индивидуальность. Большей популярностью у нас пользуются именно лимитированные коллекции, созданные в рамках коллабораций.
Пандемия закрепила тренд на комфортную, но при этом стильную одежду, которая легко адаптируется к различным ситуациям — от работы на удаленке до активного отдыха. Многофункциональность и удобство в носке становятся приоритетом».
Татьяна Ларина,
директор магазина бренда KANZLER в Барнауле:«Один из заметных трендов российского рынка одежды в 2024-2025 годах — перераспределение спроса в более дорогой сегмент, что стало значимым драйвером его роста. Массовый товар покупают на маркетплейсах, а за премиальным товаром, как мне кажется, идут в магазин.
Фокус в потреблении одежды сместился на более дорогие и качественные изделия, а не на рост количества покупок. Наш магазин открылся в Барнауле буквально месяц назад, но уже успел обрести постоянных клиентов, которые отметили, что для изготовления одежды используются натуральные материалы, например, хлопок, шерсть, кашемир, лён, шёлк. Бренд предлагает полный ассортимент: от костюмов и рубашек до верхней одежды, трикотажа и аксессуаров. Это те люди, которые ценят время и делают качественную покупку редко, но надолго».
16+