Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Потребитель

«Такие войны выматывают». Барнаульский эксперт рассказал, как решать конфликты между жильцами многоквартирных домов

Эксперт ОНФ, юрист и руководитель «Алтайской ассоциации жилищного самоуправления» Дмитрий Косов больше 10 лет ищет жилищно-коммунальную правду в судах. А еще он мирит людей, которые пошли друг на друга войной из-за разных взглядов на содержание дома. В отличие от корреспондента altapress.ru он полон оптимизма: нет такой внутридомовой «войны», в которой нельзя было бы достигнуть мира, считает эксперт.

Дмитрий Косов.
Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

— Почти 15 лет назад людям отдали в руки их многоквартирные дома, сказав — это теперь ваше, занимайтесь. Но результатом стало и то, что в домах постоянно вспыхивают конфликты. Сколько жителей Барнаула в них вовлечены? Сотни? Тысячи?

— Думаю, тысячи. Любой конфликт в доме означает недоговоренность людей между собой. Не могут договориться, как использовать площадку у дома или деньги от сдачи общего имущества в аренду, собирать ли дополнительные целевые средства.

И в этих условиях у управляющей компании появляется возможность манипулировать ситуацией. Минуя совет дома, УК затевает интриги, предлагает кому-то из жильцов льготные условия, чтобы он инициировал собрание по переходу к ней дома.

— Это классический сюжет: на первом собрании выбрали одну управляющую компанию, на следующем вторую, на третьем первую, и каждый раз есть кворум. Дом раскололся, одна половина активистов ненавидит другую. Много ли таких случаев?

— Много. Управляющая компания — коммерческая организация, которая пришла зарабатывать. Чем больше у нее домов, тем больше возможностей. А чтобы забрать дом, надо провести собрание. Когда на лицензионной комиссии мы разбираем подобные конфликты, мы приглашаем обе управляющие компании.

И что выясняется? Законодатель придумал инструмент: совет дома. Наделил его правами. Люди его избрали. Но когда УК заходит на дом, она с ним вообще не общается, потому что инициировать собрание может любой собственник.

Правосудие. Суд.
Анна Зайкова, altapress.ru

«Не с кем говорить»

— Поясните, какова мотивация у руководителей управляющих компаний приходить на лицензионную комиссию и что-то объяснять? Ведь почти все УК — частные.

— Когда на дом претендуют две УК, возникает вопрос, в чей реестр его включить, а решение принимает орган жилнадзора. И сейчас, разбирая такой конфликт, мы ставим такую задачу: если управляющая компания заходит на дом, минуя его совет, не предоставляет в лицензионную комиссию протокол встречи с ним, ее действия квалифицируются как недобросовестные. Закон пока не требует такой предварительной встречи с советом дома. Но мы рассчитываем, что в будущем в законодательство будут внесены необходимые изменения.

— Но если источником конфликта является его член совет дома, тем более подкупленный, что это даст?

— Мы настраиваем управляющие компании на то, чтобы они общались со всем советом, а не с одним собственником. Мы говорим им: вы пришли на этот рынок работать — делайте это честно.

Правда, иногда мы слышим от руководителей УК: а нам не с кем разговаривать, потому что и совета-то нет. Тогда в доме разброд и шатание. Собственники, которые не избрали совет, способствуют вот такой вакханалии со стороны управляющей компании. И у них всегда будет риск того, что они не получат услуги в полном объеме.

— Как руководители управляющих компаний относятся к вашим рекомендациям?

— Многие понимают, что должен быть какой-то порядок и хотят выстраивать правильный диалог. Им тоже надоели эти войны.

Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

«Она плохая»

— Вы в прошлом году участвовали в разборе такого конфликта как примиритель. Расскажите, как это было?

— На одном из заседаний лицензионной комиссии наша общественная организация предложила выступить медиатором — провести встречу всех, кто участвует в конфликте. Пригасили обе управляющие компании, претендующие на дом, совет дома, сторонников той и другой УК и всех, кто хотел бы поучаствовать.

— Много ли народу пришло?

— Человек 30. Мы заслушали каждого. Когда задавали вопрос, почему вы хотите уйти из этой управляющей компании, нам отвечали: она плохая. Но на вопрос, что такое хорошая компания, ответа не было.

В конце концов мы выяснили, что причина попыток уйти в другую УК в том, что у члена совета дома — межличностный конфликт с руководителем действующей компании. Ее, может быть, просто не услышали. Но она пользуется у соседей авторитетом, и сказала: в доме все плохо, давайте выберем новую компанию. При этом особых нареканий к техническому обслуживанию дома нет.

Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

— Чем закончился этот конфликт?

— На собрание пришли руководители обеих УК. Они, наконец, услышали совет дома, узнали настрой жильцов. В итоге один из руководителей понял: люди не хотят с ним работать. Он пообещал, что не будет претендовать на дом, причем был совершенно искренним. Конфликт был исчерпан.

«Попользовался и хватит»

— Недавно прочитала в соцсети отчаянный пост с фотографиями: владелица нежилого помещения жалуется на семью известного алтайского профессора — та не пускает ее во двор, кидает мусор на машину… Что может служить поводом войны с бизнесом?

— Сейчас целая проблема — предоставление возможности оборудовать отдельный вход. Люди говорят: «Не хотим». Или предприниматель открыл в доме пекарню и просит дать возможность вывести трубу на уровень крыши, чтобы люди не чувствовали запаха. Готов платить за аренду стены. Не хотят.

Я и сам оказался замешан в такую войну в доме, где живу. В 2008 году я был старшим по дому. Внутридомовая система отопления к тому моменту полностью пришла в негодность. Идет пар. А денег нет. Тогда владелец нежилого помещения предложил ее заменить, а в обмен попросил подвал. Мы согласились, но по ряду причин заключили с ним договор на неопределенный срок. А через десять лет собственники сказали: попользовался подвалом и хватит.

Мусор в Барнауле общая проблема.
Altapress.ru.

— То есть он не платил арендную плату?

— Да, ведь он в свое время потратился на систему теплоснабжения. На меня написали жалобу, потому что я проводил то собрание. Через прокуратуру люди обратились в суд. Но решение, которое всех устроило, нашли на переговорах.

Собрался трезвомыслящий костяк, начался нормальный диалог. Предприниматель согласился перечислять арендную плату, а жильцы — сохранить за ним подвал. Сейчас мы все вместе время от времени собираемся, генерируем идеи. И общаемся — дружненько и здорово.

«Не хочу видеть»

— Если к вам за помощью в достижении мира обращается одна из сторон, вторая должна быть согласна?

— Процедура медиации предполагает добровольность. Поэтому, когда нам звонят и говорят: «Мы не можем между собой разобраться, приходите», я отвечаю: если вторая сторона будет готова, мы приедем.

— Есть ли такие клинические случаи, когда медиация бессильна, ситуация неразрешима?

— Думаю, просто должно пройти какое-то время. Однажды ко мне обратились участники конфликта с председателем ТСЖ и попросили помочь. Я позвонил председателю и назвал фамилии этих людей. Она сразу отказалась: «Ни видеть, ни слышать этих людей не хочу».

Но прошло полгода. Конфликт не прекратился, а к нам обратился другой человек. Я еще раз позвонил председателю ТСЖ и она сразу согласилась. Видимо, устала от конфликта — такие войны людей очень выматывают.

Недвижимость. Семья.
altapress.ru

— Некоторые люди в обычной жизни могут быть очень спокойными и вежливыми, но как только они попадают на собрание, они начинают не кричать — орать. Как вообще можно в такой ситуации прийти к какому-то решению?

— Вентиляция эмоций нужна в любом споре. Ну, представьте, что вы шли на встречу и хотели выговориться, а я не дам вам этого сделать. Наша задача подготовить людей. Более психологически сильную сторону мы предупреждаем, что так должно быть, что мы, люди, так устроены, и на это надо реагировать нормально.

— Чем такая встреча с участием примирителя-медиатора отличается от обычного общего собрания, на котором все кричат и ничего не решают?

— Встречу веду я — незаинтересованное лицо. Я рассказываю, что пришел помочь в разрешении конфликта. Задаю регламент выступлений и останавливаю участника, если он уходит в сторону. Мы все выступления протоколируем и, если участники не возражают, проводим видеозапись — это очень дисциплинирует: люди стараются избежать самых острых выражений.

Часто выясняется, что сторона конфликта говорила одно, а ее поняли по-другому. Люди не услышали друг друга. И я объясняю сторонам, что хотели сказать их оппоненты, более понятными словами. Работаю, так сказать, переводчиком.

Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

«Я влип»

— Один директор завода рассказывал: в их доме председатель ТСЖ так настроил людей друг против друга, что сам он возвращался поздно вечером, чтобы ни с кем не встретиться. Нужно ли со временем вводить какие-то особые требования к председателям ТСЖ, учить их?

— Их надо однозначно учить. Но всех научить трудно. Сейчас многие ТСЖ нанимают по договору управляющего — человека, у которого получилось что-то на одном доме и он готов предлагать свои услуги на других.

Председатель ТСЖ может многого не знать и это может быть поводом для бесконечных конфликтов. У нашей общественной организации есть перечень тех управленцев, которые этим долго занимаются и мы можем кого-нибудь посоветовать.

— Но разве не встречаются председатели, которые с удовольствием воюют и не хотят уходить? По-моему, их можно только переизбрать.

— Если председатель приходит только для того, чтобы получать дополнительный заработок в обход интересов членов товарищества, другого варианта может и не быть. Такое же происходит и в садовых некоммерческих товариществах (СНТ).

Почему сейчас новый закон определил, что члены СНТ должны оплачивать все услуги только безналичным способом? Потому что есть председатели, которые настроены только на то, чтобы зарабатывать — а возможности у них огромные. Как с ним договориться?

Но если есть подозрения, что председатель действует не в интересах членов товарищества, должна поработать ревизионная комиссия, которая может проверить финансы товарищества. Есть правоохранительные органы, налоговая служба.

Собрание ТСЖ «Октябрьское».
Юрий Красильников, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ

— То есть можно создать условия, в которых председатель либо должен меняться, либо уйти?

— Да. Но можно и по-другому. Нам довелось участвовать в истории с одним «предприимчивым» председателем СНТ. Человек он общительный, умел собирать коалицию в свою поддержку. И что с ним сделаешь? В полицию идем — там отвечают: «Это ваше дело».

Мы обратились с иском в суд, посчитав все убытки, которые он принес, — это было около 500 тыс. рублей. И предъявили ему эту сумму. И тогда председатель понял: «Я влип». Надо платить.

И мы ему предложили заключить соглашение, по которому он никогда вообще не войдет в состав правления и не будет выдвигать себя в качестве председателя. Как только он появляется в правлении, он должен будет заплатить 500 тыс. рублей.

— Какова юридическая сила такого документа?

— Это договор. Если он нарушит его, можно пойти в суд и взыскать с него деньги. Срок давности на него не распространяется: мы соглашением определили, что деньги он заплатит, как только попытается войти в органы правления или даже будет действовать через других лиц. В любой момент его жизни.

Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

«Ваша проблема — вы и решайте»

— Один владелец управляющей компании сказал, что конфликты возникают, возможно, в домах, которые стоят в геопатогенных зонах. Как вы к этому относитесь?

— Знаю одного предпринимателя, который купил на ВРЗ здание, где когда-то была баня. И оно у него дважды горело. Ему сказали: там же была баня, люди годами смывали с себя нечисть, она там накопилась, ты это здание продавай и уходи. Он продал и ушел. Но лично я не думаю, что влияние оказывают какие-то зоны.

— Власти часто занимают позицию невмешательства, дескать, ваши дома, сами и разбирайтесь или идите в суд. Могут ли они в какие-то конфликты вмешиваться?

— Мы каждый месяц проводим для советов дома «Школу домкомов» с участием жилинспекции. И на них мы увидели, что администрации районов города занимают разные позиции. Есть, например, такой спорный вопрос: на придомовой территории стоят мусорные баки трех-четырех разных домов.

И некоторые жильцы не хотят, чтобы на их площадке ставили свои баки другие дома. Предлагают платить или поставить свой контейнер у себя. А найти площадку не так просто с учетом санитарных норм, да еще чтобы автомобиль мог к ней подъехать.

И вот сотрудники некоторых администраций приходят к людям, рассказывают, что можно сделать, кого-то убеждают оставить баки на месте. А в других говорят: ваша проблема — вы и решайте.

Свалка по адресу регистрации ТСЖ.
Юрий Красильников, пресс-служба Алтайского крайкома КПРФ

— Какие районные администрации берутся разруливать такие конфликты?

— Мы активную позицию видели у администрации Центрального района. Противоположный пример — Индустриальный район. Есть такая УК «Индустриальная». Директор по факту домами не руководит. А фактический руководитель откровенно говорит: «Я с вас собираю деньги и гуляйте».

Администрации района было бы неплохо попытаться понять, что происходит, собрать людей и объяснить им: если с августа не могут найти руководителя, в том числе жилинспекция, то надо выбирать другую УК. Пока собственники еще не до конца понимают, как себя вести в том или ином случае, на мой взгляд, власти нельзя быть нейтральной.

Дмитрий Косов.
Анна Зайкова, altapress.ru

Кто такой Дмитрий Косов?

Дмитрий Леонидович Косов родился в городе Вытегра Вологодской области в 1972 году. В том же году его семья переехала в Ригу (Латвия), в 1992 году в Барнаул. Окончил факультет физвоспитания пединститута, в 1998 году — юрфак АлтГУ. В 1995—2010 годах работал юристом в РЖД. С 2007 года занимается частной юридической практикой. Руководитель «Алтайской ассоциации жилищного самоуправления» и юридической компании «Надежда».

С 2015 года эксперт ОНФ. Председатель общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ Алтайского края. Член лицензионной комиссии Алтайского края. Независимый эксперт по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Женат, двое сыновей.

Смотрите также
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Рассказать новость