Дорогие друзья! Наш форум – своеобразная "сверка часов". Сотни предпринимателей из 60 регионов России приехали в Москву, чтобы услышать о том, что государство готово сделать для поддержки малого и среднего бизнеса. Но также они хотят быть услышанными. И эти люди приехали сюда не для того, чтобы слезы лить. Они хотят донести до власти свое видение различных проблем, свои рецепты их решений.
Думаю, что дискуссия будет острой. Но хочу отметить, что бизнес и власть просто обречены на сотрудничество и плотное взаимодействие. Мы поддерживаем и высоко оцениваем уже принятые меры поддержки малого бизнеса. Но предприниматель по своей природе – максималист. И когда президент России ставит задачу к 2020 году увеличить долю занятых в малом бизнесе с 25% до 60–70%, мы ожидаем решительных, четких и системных действий. Мы ожидаем даже большего, чем сама власть. У нас обостренное чувство ответственности за результат. На кону не виртуальные цифры статистической отчетности, а наши с вами судьбы.
Хочу заявить: мы не ослабим свой напор. Будем нацеливать власть на те или иные действия. Будем поправлять, будем критиковать. Потому что все это поможет сделать политику государства в отношении малого бизнеса по-настоящему эффективной. А теперь позвольте несколькими штрихами обрисовать некоторые проблемы малого и среднего бизнеса.
Главная связана с ростом издержек малых предприятий. Фактически те деньги, которые государство выделяет на поддержку малого бизнеса, утекают в другие карманы. Вот несколько примеров. Около 10 млрд. рублей в год, по нашим оценкам, идет только на обслуживание ККТ и ежегодную замену ЭКЛЗ. На лицензирование фармацевтической деятельности затрачивается 14 млрд. рублей, а взрывопожароопасных объектов в хлебопечении – 5 млрд. рублей. Порядка 30 млрд. рублей уходит на разработку проектов нормативов образования отходов для предприятий общепита. И это только законные платежи! Получается, что государство одной рукой дает, а другой отнимает. А ведь есть еще и незаконные выплаты. Их доля – это примерно 6% от выручки предприятия.
Мы считаем, что нужно провести полную ревизию нормативных актов и устранить нормы, создающие административные препятствия для предпринимательской деятельности. Такая работа сейчас уже начата – создана группа по снижению административных барьеров в предпринимательстве. Ее деятельность должна носить максимально открытый характер с привлечением общественных организаций. Также нужно закрепить презумпцию соответствия декларации качества заявленным требованиям законодательства. И такое декларирование не должно быть частью обязательного подтверждения соответствия, как сейчас.
Другой фактор, играющий на увеличение издержек, – это рост тарифов. Стоимость электроэнергии, по данным предпринимателей, увеличилась на 40–60%. Решение о росте тарифов принималось в докризисный период в условиях экономического роста. И во время кризиса это решение не корректировалось. Из-за изменений законодательства о ценообразовании электрической энергии на потребительском рынке расчет ее стоимости осуществляется в соответствии с установленными тарифными группами. Они дифференцированы по часам использования заявленной мощности за год, а это увеличило финансовую нагрузку на малый бизнес.
Увы, неэффективных государственных менеджеров не мотивируют хоть немного думать о малом бизнесе. По данным мониторинга "ОПОРы России", малый и средний бизнес среди прочих мер ждет от правительства принятия решения о замораживании тарифов. Более 40% предпринимателей отметили эту меру как первоочередную. На наш взгляд, необходимо: 1) снизить стоимость тарифов до уровня октября 2008 года, 2) произвести перерасчет тарифов, так как деятельность малых инновационных и производственных предприятий под угрозой, 3) обеспечить субсидирование платежей или предоставление льгот в оплату тарифов, 4) отменить предоплату за электроэнергию в условиях нехватки у малого и среднего предпринимательства финансовых ресурсов в кризисный период.
Издержки рождает и современная налоговая система. Государством принято решение о сокращении налоговой нагрузки по упрощенной системе с 15% до 5%. Решение правильное, но оно поможет только 14% предпринимателей страны. Необходимо распространить аналогичные меры на плательщиков ЕНВД и тех, кто на "упрощенке" платит налог с 6% дохода. Для огромного количества компаний более актуальной мерой является не раздача денежных средств в виде кредитов и субсидий, а изымание финансовых ресурсов в виде налогов. Необходимая мера – предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов. Необходимо пересмотреть и дополнить существующие основания для получения отсрочки/рассрочки, а также распространить этот механизм на уплату пеней и штрафных санкций.
Теперь об аренде и "малой приватизации". Арендные ставки на муниципальное имущество в разных регионах выросли от 50 до 400%. Доля выплат за аренду в ряде российских регионов достигает 70% от оборота предприятия. Мы считаем, что федеральная власть должна показать пример муниципалитетам. Если будут заморожены арендные ставки на федеральное имущество, это будет сигнал муниципалитетам – делайте, как мы. Кроме того, такое решение повлечет за собой падение ставок на рынке коммерческой аренды.
Особая тема – это № 159-ФЗ, регламентирующий "льготную приватизацию". В августе 2008 года вступил в силу этот закон для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет. Но аукционы проводятся до сих пор, расторгаются арендные договоры, муниципальное имущество уходит на баланс в МУПы. Нарушения зафиксированы в 35 регионах, подтверждены прокуратурами в 18 субъектах РФ. Необходимы строжайший мониторинг прокуратурой реализации данного закона и привлечение чиновников к реальной ответственности за нарушение требований законодательства.
И в заключение пара слов о государственной политике по развитию малого и среднего бизнеса. Есть федеральная программа поддержки МСП, программа кредитования малого бизнеса "Внешэкономбанка", региональные программы поддержки. Должны в перспективе появиться отраслевые программы федеральных министерств и ведомств. Пока практически все министерства так и не воспользовались данными им полномочиями и не включились в активную работу по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса.
В этой ситуации необходимо, во-первых, синхронизировать и четко координировать все существующие программы. А во-вторых, пришла пора вернуться к обсуждению темы создания специальной структуры, ответственной за поддержку и, что особенно важно, за развитие малого и среднего бизнеса. Мы много лет старательно не замечали мировой опыт и шли своим путем – особых дивидендов в сфере малого бизнеса он нам не принес. Может быть, хватит экспериментов? Если малый бизнес заявлен как приоритет, то мы ждем соответствующего отношения. Времена, когда он был всего лишь факультативным приложением к нашей экономике, должны закончиться. И это должно случиться сейчас.
Самое важное - в нашем Telegram-канале