Идею администрации внедрить эту систему подхватили местные перевозчики. Они объединились, в складчину купили все необходимое оборудование и привлекли для обслуживания процесса профессионального оператора – новосибирскую "Золотую корону" (работает за комиссию в 2–3% от транзакций).
Зачем предпринимателям понадобилось вкладывать свои деньги? Они рассчитывают, что автоматизированный учет точно покажет, сколько льготников они перевозят. Сейчас, как им кажется, администрация за это недоплачивает. А уж от точных цифр чиновники не отвертятся. Да и персоналу будет сложнее оперировать черным налом мимо кассы.
Перевозчики потратили на систему, по нашим данным, около 7,5 млн рублей. И если бы аналогичную схему внедряли в Барнауле, первоначальные вложения составили бы порядка 12 млн. По сравнению с суммой 58 млн – впечатляюще скромная цифра.
И не только этим интересен бийский опыт. Удалось пообщаться с двумя экспертами, в той или иной степени задействованными в проекте. Они убеждены: "бийская" система не только дешевле "барнаульской", но и технологичнее. Мол, она очень гибкая и открыта к техническим новациям, к апгрейду, тогда как в краевой столице — закрытая. А еще свою систему они называют "онлайновой" — данные о пассажиропотоке поступают практически в режиме реального времени, тогда как в Барнауле они будут доступны лишь в конце рабочего дня.
Но важнее, мне кажется, другое. И это касается способов пополнения карт. В Бийске закинуть деньги на баланс можно с помощью системы "Город" (то есть в любом отделении почты или "Сбербанка") или мультикасс. Важно: агентам пополнения не нужно докупать никакого оборудования — достаточно просто настроить имеющееся. А в Барнауле у агентов должны быть специальные терминалы. При этом по условиям конкурса победитель (московская компания "Розан Файнэнс") должен будет предоставить лишь 20 таких аппаратов.
Понятно, что 20 точек пополнения карт для Барнаула — слишком мало. То есть нужно, чтобы агент пополнения сам купил это оборудование. Говорят, сейчас администрация просит потенциальных агентов приобрести терминалы (стоимость одного около 15 тыс. рублей). Но зачем той же почте или "Союзпечати" это нужно? Конечно, вложения окупятся, но скоро ли? В итоге стоимость проекта внедрения электронных проездных составит не 58 млн, а больше.
Но зато Барнаул покупает лицензию на ПО и все оборудование и становится полностью независим от коммерческих структур. И комиссию будет собирать не компания, которая обслуживает систему, а МУП "Центртранс". И кто знает, какая система окажется более выгодной в долгосрочной перспективе. В этом смысле очень здорово, что в обоих городах электронные билеты запускают почти одновременно (в Барнауле система заработает в сентябре) — посмотрим, какая схема в итоге окажется удачнее.
Самое важное - в нашем Telegram-канале