Потребитель

Рыночное двоевластие. Мифы и факты о конкуренции телевидения и Интернета в России

Еще совсем недавно рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в России считался самым динамично развивающимся в телеком-отрасли. Но сейчас многие провайдеры и аналитики начинают говорить о смене акцентов. В частности, представители компании «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») заявляют о том, что пользовательский интерес смещается в сторону платного телевидения (ТВ). Некоторые аналитики придерживаются такого же мнения. Перспективы развития платного ТВ обсуждались 7 июня на конференции в Санкт-Петербурге, которую «ЭР-Телеком» организовал для региональных журналистов, пишущих о связи. Некоторых представителей прессы и аналитиков из регионов эксперты не смогли убедить в радужных перспективах развития традиционного ТВ в эпоху Интернета.

Ставка на ТВ

Денис Кусков, гендиректор аналитического агентства Telecom Daily (Санкт-Петербург), констатировал, что рынок кабельного, спутникового ТВ и IPTV сейчас «обладает наиболее интересными вариантами развития» и именно на него делают ставку все российские операторы. Рынок ШПД, по его оценкам, развивается уже не так активно, как в прежние годы, — услуга подключается, но имеет менее значимые характеристики по темпам роста.

Директор по маркетингу компании «ЭР-Телеком» Андрей Чазов попытался развенчать мифы относительно ТВ. Среди них такие: «телевидение сейчас смотреть немодно», «пользователи в основном потребляют контент из Интернета». Он привел цифры, свидетельствующие о том, что люди платят за якобы невостребованную услугу миллиарды рублей (83 млрд. в России в 2012 году), покупают слишком много телевизоров (7 млн. штук по итогам 2012 года), телевизионная реклама имеет в два раза большие бюджеты, чем интернет-реклама, и пр. В его презентации, однако, был существенный недостаток — не во всех графиках были указаны источники информации. Когда ему задали соответствующий вопрос, он в общем сослался на различные аналитические агентства — IKS-Consulting, J`son & Partners Consulting и другие.

По словам Чазова, конкуренция среди операторов связи в настоящее время переместилась в плоскость ТВ. И это не новое явление для рынка. До 2007 года конкуренция уже концентрировалась в этом сегменте, была эпоха расцвета зарубежных телеканалов с качественным контентом. В 2007 году начал активно развиваться ШПД, и о телевидении подзабыли. Сейчас, когда почти у всех провайдеров примерно одинаковое качество услуги доступа в Сеть, первостепенную роль снова стал играть контент, в том числе и телевизионный.

На конференции присутствовали также представители телеканалов — Viasat («ТВ 1000» и др.) и Discovery. Они тоже выразили мнение, что телевидение будет развиваться. И сейчас главная задача производителей контента — переход на телевидение высокой четкости (HD). По данным Discovery, высокое качество «картинки» потребители называют одним из стимулов для приобретения премиальных пакетов каналов (так ответили 35% опрошенных). И люди проводят больше времени перед экраном телевизора в случае, если смотрят HD.
Руководитель группы клиентской поддержки «TNS Россия» Екатерина Кузнецова на примере аналитики по Санкт-Петербургу отметила, что потребительская модель меняется — люди в возрасте 12−24 лет больше контента потребляют в Интернете (92% участников группы пользователи Интернета, 54% участников смотрят ТВ). В этой аудитории отмечается более высокое проникновение планшетных компьютеров (14−16%). Чем старше человек, тем меньше он проводит времени в Сети и больше перед телевизором (в возрастной группе «55+» это 20% против 80% соответственно).

Она отметила рост пользовательского внимания к так называемому тематическому телевидению. Его месячная аудитория в Санкт-Петербурге составляет 3,9 млн. человек (эфирного ТВ — 4,3 млн. человек). Во всех возрастных группах в последние пять лет аудитория выросла примерно в два раза. Однако с 2008 по 2012 год число зрителей российского телевидения в целом увеличилось на 2%, а видеосервисов в Интернете — на 46%. По данным TNS, с декабря 2012 по январь 2013 года количество пользователей смарт-ТВ («умное телевидение» — интегрируется с интернет-сервисами) в России увеличилось на 34%.

Не взяли в мультиплекс

Вопросы, которые интересовали региональных журналистов, касались нескольких тем. Одна из них — последствия госпрограммы цифровизации эфирного ТВ. По мнению Дениса Кускова, она нужна по нескольким причинам. Во-первых, во многих странах перешли на цифровое телевидение уже несколько лет назад, Россия в этом плане отстает. Во-вторых, по его мнению, есть пользователи, среди которых бесплатное цифровое ТВ будет востребовано. Это те, кто живет в провинции, где платное телевидение не развито, или те, кто не хочет платить за дополнительные сервисы. По оценке Кускова, государственная программа цифровизации ни в коем случае не ставит крест на рынке платного телевидения — оба формата телевещания будут существовать параллельно.

Андрей Чазов выразил скептическое отношение к программе цифровизации и засомневался в эффективности расходования на нее государственных средств. Он отметил, что у операторов есть ряд преимуществ. Первое заключается в том, что они предлагают несколько услуг связи одним пакетом, а это удобно пользователям. У операторов уже создана эффективная система сервисной поддержки клиентов, что в настоящее время очень важно. Кто будет консультировать зрителей бесплатного ТВ в случае возникновения каких-то проблем, пока не ясно.

Еще одна тема, которая вызвала немалый интерес, — судьба региональных телеканалов. Известно, что в апреле текущего года на федеральном уровне было принято решение не включать региональные каналы в мультиплексы бесплатного цифрового ТВ (кроме каналов ВГТРК). Поэтому один из основных вариантов распространения для них — сотрудничество с операторами кабельного ТВ. По мнению Артема Лысова, директора по маркетингу телеканалов Viasat на территории России и СНГ, региональные каналы обладают еще большей специализацией, чем тематическое ТВ. «Региональное телевидение рассказывает о том, что происходит за окном, это людям всегда интереснее, чем федеральные новости», — сказал он.

По мнению Дениса Кускова, региональное телевещание должно существовать. Но у него есть понятная проблема — это недостаток средств для производства качественного контента. Андрей Чазов заявил, что в ближайшее время «ЭР-Телеком» планирует отказаться от сотрудничества с региональными телеканалами, которые предлагают некачественный продукт. «Мы регулярно проводим исследования рынка. Абонентам не нравится некачественная „картинка“. И они не будут разбираться, кто в этом виноват, телеканал или оператор», — сказал он. Причем у некоторых каналов, по его словам, низкое качество не только с технической точки зрения, но и с информационной. И если каналы хотят остаться в пакетах операторов, то им нужно что-то менять.

Интернет против ТВ

Был затронут и вопрос конкуренции традиционного ТВ с Интернетом. По словам Екатерины Кузнецовой, несмотря на то что сейчас у пользователей есть несколько девайсов для потребления контента, массового оттока телезрителей от традиционного ТВ не наблюдается. Скорее, люди смотрят видео и по телевизору, и в Сети. По ее мнению, пользовательская модель если и изменится, то не очень скоро — лет через 20. Когда вырастут современные дети, которые являются активными пользователями планшетных компьютеров.

Директор каналов Discovery в Северо-Восточной Европе Григорий Лавров апеллировал к человеческой психологии. По его мнению, людям зачастую лень искать контент в Интернете. Они хотят расслабиться и потреблять информацию пассивно. По его оценке, телеканалы могут использовать Интернет в собственных целях, некоторые из них уже делают первые попытки. Например, BBC. Discovery, по его словам, пока не видит смысла отказываться от сотрудничества с операторами и переносить свою трансляцию полностью в Интернет, потому что это экономически нецелесообразно. От существующей схемы канал продолжает получать большую прибыль.

По мнению Артема Лысова, сравнивать телевидение с торрентами вообще некорректно. Потому что телевидение транслирует контент легально, а торренты существуют вне закона. Он также считает, что производители качественного контента смогут адаптироваться к новым условиям — найдут другие форматы подачи информации.

Многие журналисты не согласились с доводами экспертов. Михаил Климарев, руководитель аналитической компании Reference Point из Екатеринбурга, поспорил с тем, что уход зрителя от телевизора — это миф. «Лет десять назад никто вообще не задумывался, модно или нет смотреть телевизор. Раз сейчас об этом говорят, то это определенный сигнал», — сказал он. Кроме того, по его мнению, нельзя игнорировать тот факт, что интернет-трафик в России ежегодно удваивается и большая его часть приходится на видеосервисы. Он также отметил, что в настоящее время в США операторы ТВ ежегодно теряют порядка 1 млн. абонентов в год. А в России этого не происходит, потому что видеосервисы пока находятся в зачаточном состоянии.

Платное телевидение в Алтайском крае

По данным аналитической компании IKS-Consulting, по итогам I квартала 2013 года проникновение услуги платного ТВ в Алтайском крае составляет 36%. Это на 6% больше, чем по итогам III квартала 2012 года. Для сравнения: проникновение услуги доступа в Интернет в регионе — 40%.

Распределение долей рынка платного ТВ между операторами в крае выглядит так: «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») — 19%, «Триколор» — 18%, «МТС» — 15%, «Ростелеком» — 8%, «Инвис» — 7%. В Барнауле: «ЭР-Телеком» — 37%, «МТС» — 27%, «Инвис» — 14%, «Ростелеком» — 7%, «Иллюзион» — 6%. Отметим, что по сравнению с данными за III квартал 2012 года «ЭР-Телеком» увеличил свою долю рынка в Барнауле на 4%, а «МТС» потерял 3%. «Триколор» увеличил свою долю рынка в регионе за тот же период на 6% и сместил «МТС» на третью позицию в региональном рейтинге.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость