Потребитель

"Русский продукт" не планирует оставлять алкогольный рынок

На прошлой неделе компания "Русский продукт" получила постановление Управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, в котором говорится, что до 18 сентября предприятие должно вернуть поставщикам или реализовать оставшиеся запасы алкоголя. "Русский продукт" с весны текущего года пытался отсрочить это событие, но в конце августа его лицензия была аннулирована решением Арбитражного суда Алтайского края. Поводом для этого послужила партия водки, часть которой оказалась контрафактной.

Алексей Злочевский,
председатель совета директоров компании "Русский продукт":

Изначально водка "Пшеничная" производителя "Русь-Алко" была взята на проверку в одной из торговых сетей Алейска. Какой характер носила эта проверка, я не знаю. Видимо, водка визуально вызывала подозрение. Экспертиза показала, что качество в порядке, а вот акцизная марка оказалась поддельной. После этого аналогичная проверка прошла в Республике Алтай.

Республиканское УФНС сообщило об этом коллегам из Алтайского края, которые после проверки подтвердили, что "компания "Русский продукт" реализует алкогольную продукцию с федеральными специальными марками, не соответствующими установленным требованиям". В апреле налоговое ведомство приняло решение приостановить действие лицензии, которая выдавалась "Русскому продукту" до февраля 2011 года, а ГУВД по Алтайскому краю возбудило по факту уголовное дело.

Компания попыталась оспорить приостановление лицензии в суде. 5 августа алтайский арбитраж признал его незаконным, в том числе потому, что оборот алкогольной продукции без федеральных марок является основанием не для приостановления действия лицензии, а для ее аннулирования. Что впоследствии и сделал суд по заявлению УФНС по Алтайскому краю.

Не разглядели

По Закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ответственность за правильность нанесения и подлинность марки несут собственники алкогольной продукции. В их числе производители, импортеры, поставщики и розничные продавцы. "Русский продукт" строил свою защиту на том, что продукция проверялась по документам и визуально, однако признаки подделки можно было определить только экспертным путем. В то же время в материалах дела фигурирует ссылка на то, что сотрудники экспертно-криминалистического центра ГУВД по Алтайскому краю проводили исследование не только с применением специальной техники и приборов, но и с помощью визуального анализа.

Представитель одной из алтайских оптовых компаний рассказал, что специальных приборов для исследования марки на предприятиях нет. Есть ГОСТ, по которому марка оценивается визуально. Когда товар расставляется в места хранения, специалисты смотрят на эти параметры. Если марка оторвана или какая-то из трех ее частей деформирована, товар снимается с реализации. Розница тоже должна просматривать товар полностью на наличие марки, соответствие сроку годности, соответствие сертификату.

"Экстравагантный стиль жизни"

"Компания "Русь-Алко" вышла на нас в прошлом оду. За это время мы получили две-три партии от этого производителя. Перед тем как начать работу с ними, мы посмотрели в едином государственном реестре и убедились, что она существует, имеет лицензию. Мы ознакомились с сайтом ЛВЗ "Русь-Алко". В феврале я был на выставке в Москве, где видел впечатляющий стенд этой компании. Подозрений она у нас не вызвала", — говорит руководитель спиртового направления компании "Русский продукт" Илья Андреев.

Газета "Ваше дело" ознакомилась с публикациями о деятельности компании "Русь-Алко", которые начиная с 2008 года появлялись в Интернете. ЛВЗ "Русь-Алко" располагается в городе Кашира Московской области и является дочерним предприятием казахстанского холдинга Wimpex. Головная компания позиционирует себя как производитель продукции под всемирно известными брэндами. В частности, на своем сайте она разместила следующую информацию о своем главном продукте — Snow Queen Vodka: "Секс-символ Голливуда (Скарлетт Йоханссон) знает секрет хорошего настроения и обольщения – любимый коктейль The Earl Grey Martini. Обладательница низкого голоса не боится простудить горло, ведь этот коктейль еще и целебный: Snow Queen Vodka, пакетик чая Earl Grey, мед, свежий сок лимона и много льда. Имея стильное замороженное стекло с искусно сделанными деталями, выгравированными на бутылке, Snow Queen Vodka создает самый прогрессивный имидж и отражает дорогой, экстравагантный стиль жизни".

В то же время на сайтах ведомственных структур Омской и Ростовской областей, городов Подольск и Москва мы нашли сообщения другого характера о деятельности компании "Русь-Алко". Так, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области включило компанию в список производителей, чья продукция признавалась не соответствующей требованиям ГОСТа с января по 31 мая 2009 года. Совместная проверка управления Роспотребнадзора, УФНС РФ и УБЭП УВД по Омской области на одном из складов показала, что ГОСТу не соответствовали несколько видов продукции "Русь-Алко". В прошлом году подольская прокуратура совместно с сотрудниками ГУВД проверила одну из оптовых баз, на которой хранилась водка "Пшеничная" производителя "Русь-Алко" с поддельными акцизными марками. Управляющий заводом "Русь-Алко" Анатолий Литвиненко сообщил: "К сожалению, нашу продукцию тоже подделывают. В период кризиса сильно активизировались производители самопальной водки и владельцы подпольных цехов".

По словам Ильи Андреева, из партии количеством более 60 тыс. бутылок водки "Пшеничная", изъятых на складе "Русского продукта", поддельные марки были выявлены на 11 тыс. бутылок. Оставшуюся часть компания уже вернула поставщику.

"Лицензия у компании "Русский продукт" сегодня отсутствует. Апелляцию мы подавать не будем. Мы согласны, что инцидент имел место. Наши доводы были достаточно аргументированны и серьезны. Но решение суда для нас является законом.

У нас нет беспокойства по поводу того, получим мы лицензию или нет. Мы сможем сделать это если не здесь, так в другом регионе", — заверил Алексей Злочевский.

Лицензию можно получить повторно

Ольга Попова,
старший специалист Юридического центра "Де-Конс":

Как порядок выдачи лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, так и основания для отказа в ее выдаче регулируются Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Для получения лицензии организация должна предоставить пакет документов в лицензирующий орган, который производит их регистрацию и экспертизу. Отказ в выдаче лицензии допускается в предусмотренных законом случаях:

1) при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

2) в случае нарушения требований ст. 8 закона, которая устанавливает требования к организациям, использующим оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) в случае несоответствия организации установленным законом лицензионным требованиям.

Указанный перечень является закрытым и не подлежит расширенному толкованию. Таким образом, при принятии решения о выдаче лицензии на производство и оборот алкогольной продукции лицензирующим органом не должны учитываться нарушения законодательства, которые ранее были допущены организацией в области производства и оборота алкогольной продукции (в том числе факт аннулирования ранее выданной лицензии на аналогичный вид деятельности).

Если организация соответствует лицензионным требованиям, ею представлены все предусмотренные законом документы, лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии. Однако стоит обратить внимание, что лицензирующим органом производится экспертиза представленных документов. Поэтому можно предположить, что факт аннулирования ранее выданной лицензии послужит основанием для особо тщательной проверки представленных документов. В связи с этим организациям, повторно обращающимся за выдачей лицензии, следует с повышенной ответственностью отнестись к подготовке необходимых документов.

Как вы проверяете подлинность алкоголя?

Константин Березеков,
руководитель барнаульского обособленного
подразделения компании "Сибирь-Алко":

Визуально отличить легальную акцизную марку от нелегальной практически невозможно. Анализ делает экспертное подразделение ГУВД. Говорю это как бывший сотрудник такого подразделения. Марка имеет спецификацию, которую можно уточнить только на приборах, которые присутствуют в ГУВД. Статья 12 п.6 закона №ФЗ-171 налагает ответственность на производителя, опт и розницу. В ней много запятых и недосказанности. По сути, производитель должен нести ответственность за свой продукт. Опт и розница не имеют экспертных полномочий. Я сталкивался с этой ситуацией. Мы дело выиграли. Но многое в трактовке этого вопроса может зависеть от судьи.

Сергей Примин,
директор компании "Интералко":

"Интералко" является дистрибутором премиального алкоголя, поэтому я ориентируюсь на поставщиков. Есть те поставщики и сегменты алкоголя, которые подвержены такому явлению, как контрафакт. Мы знаем наших поставщиков и не сомневаемся в их ответственности. Подделками здесь никто не занимается. Среди поставщиков продукции эконом-класса ни один широко не известен, поэтому те, кто работает в этом секторе, должны более внимательно подходить к своим партнерам.

Владимир Шпенглер,
директор сети "Раздолье",
председатель "Алтайской краевой торговой ассоциации":

Нам оптовики везут продукцию, которая содержит нормальные марки. Затем приходит налоговая инспекция, видит в бутылках с вином осадок и предъявляет претензии, что мы не проверили продукт. Но это не мы его выпустили. Почему инспекция не контролирует производителей? Я не согласен, когда нас уличают в нарушении, мол, вино дает осадок. Я не лаборант, мой товаровед также не имеет особых инструментов для исследования. Инспектор приходит, штрафует и грозит в следующий раз забрать лицензию. Я думаю, что подобная ситуация и у "Русского продукта". Надзорные органы должны разбираться, почему такая продукция появилась, а не отбирать лицензию у оптовиков. В этой ситуации я на их стороне. Ведь производители загоняют нас в угол своей некачественной продукцией.

Александр Агеев,
директор по корпоративному развитию
компании "Новые торговые системы":

Марка имеет не менее семи степеней защиты. На глаз можно отличить не более двух. Существуют специальные сканеры, но ими оборудованы не все магазины. Для нас это не является проблемой, поскольку основной объем алкоголя у нас поставляется через центральный склад. Мы работаем только с производителями, поэтому проблема возникнет, только если сами заводы начнут клеить "левую" марку. Важна репутация поставщика. Сейчас как таковая подделка алкоголя не распространена, проблема в том, что некоторые заводы работают в "четвертую смену" и выпускают дополнительный алкоголь, за который не уплачиваются акцизные сборы. И марку на этот алкоголь делают в тех же типографиях, где и легальную. В нашей практике был случай, когда правоохранительные органы изымали продукцию. Но если розница себя правильно поведет, то она окажется потерпевшей в этой ситуации. Проблема только в том, что изъять со склада могут оплаченную продукцию, а в качестве вещдока она обычно теряется, поэтому компания несет убытки.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость